Перемены в ит-подразделении. Греф в ужасе: ИТ-централизация не позволяет Сбербанку догонять ИТ-компании Управление инцидентами и управление изменениями

20.04.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" , распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 августа 2016 года N 455-рп "О Концепции "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая решение Общественного совета при Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 15 декабря 2017 года N 22):

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по централизации инфраструктуры информационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, план) (приложение 1).

2. С целью обеспечения эффективности межведомственного взаимодействия определить первого заместителя Губернатора автономного округа Г.Ф.Бухтина куратором по реализации плана.

3. Определить Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Департамент) ответственным за реализацию плана.

4. Заместителю Губернатора автономного округа А.Г. Забозлаеву:

4.1. В срок до 1 февраля 2018 года направить предложение о создании проекта (портфеля проектов) по централизации инфраструктуры информационных систем в Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2015 года N 485-п "О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" .

4.2. В срок до 30 апреля 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по актуализации перечня учреждений, выполняющих функции в области информационных технологий.

5. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову, заместителю Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаеву, Департаменту в срок до 1 июня 2018 года совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) организовать принятие решения по вопросу о состоянии и развитии инфраструктуры информационных систем в автономном округе Постоянной комиссией Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе.

6. Департаменту в срок до 30 марта 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной , в части актуализации целей внедрения информационных технологий, установления критериев эффективности государственного управления.

7. Исполнительным органам государственной власти автономного округа:

7.1. В срок до 1 февраля 2018 года внести в комиссию по совершенствованию организационной структуры и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа (далее - комиссия) предложения по оптимизации структуры и штатной численности в соответствии с приложением 2 к настоящему распоряжению, а также предложения по оптимизации структуры и штатной численности подведомственных государственных учреждений автономного округа (далее - учреждения) в соответствии с приложением 3 к настоящему распоряжению.

внести Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа предложения по структуре и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа с учетом решения комиссии;

обеспечить внесение изменений в структуры и предельную штатную численность учреждений, с учетом решения комиссии;

внести в Правительство автономного округа предложения о синхронизации государственных программ автономного округа, ответственными исполнителями которых они являются, с государственной программой автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , Концепцией "Бережливый регион" в автономном округе, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 19 августа 2016 года N 455-рп;

заключить с Департаментом соглашения об уступке требований по договорам возмездного оказания услуг по сопровождению информационных систем.

7.3. Обеспечить проведение организационно-штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной гражданской службе.

8. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову совместно с заместителем Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаевым, Департаментом в срок до 30 марта 2018 года обеспечить рассмотрение на заседании комиссии предложений исполнительных органов власти по оптимизации их структуры и штатной численности.

9. Департаменту:

9.1. В срок до 1 июня 2018 года создать систему контроля за эффективностью функционирования информационных систем в автономном округе.

9.2. Совместно с Департаментом финансов автономного округа, Департаментом государственного заказа автономного округа:

9.2.1. Обеспечить внедрение информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия", включающей управление материальными запасами, закупки, управленческий учет:

в срок до 1 июля 2018 года - в исполнительных органах государственной власти автономного округа;

9.2.2. В срок до 30 марта 2019 года обеспечить интеграцию информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия" с информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" и региональной информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа.

9.3. Совместно с Департаментом внутренней политики автономного округа, исполнительными органами государственной власти автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа проект плана информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти автономного округа, подлежащих автоматизации в приоритетном порядке (далее - планы автоматизации функций), с учетом его общественной оценки.

10. Департаменту государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 17 октября 2014 года N 374-п , в части дополнения ее мероприятиями по обучению сотрудников, внедряющих планы автоматизации функций в исполнительных органах государственной власти автономного округа.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

Приложение 1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры

Наименование мероприятий

Ответственные исполнители

Срок реализации

Ожидаемые результаты

I. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем, используемых исполнительными органами государственной власти и подведомственными им государственными учреждениями автономного округа

Анализ правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов, в том числе в части:
полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - ОМС);
порядка создания, функционирования, развития и сопровождения государственных информационных систем в органах власти, ОМС и подведомственных им государственных учреждениях (далее - учреждения);
контрактной системы в сфере закупок

Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Депинформтехнологий Югры), исполнительные органы государственной власти автономного округа (далее - органы власти), ОМС (по согласованию)

аналитическая справка о состоянии нормативно-правовой сферы в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) автономного округа

Формирование перечня правовых актов автономного округа, в которые необходимо внести изменения в целях централизации инфраструктуры информационных систем, используемых органами власти, учреждениями и ОМС

перечень правовых актов автономного округа и муниципальных правовых актов

Разработка проектов правовых актов, в том числе о внесении изменений в действующие , в соответствии со сформированными перечнями

ОМС (по согласованию)

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих мероприятия по изменению структуры органов власти, учреждений и оптимизации их штатной численности

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих единый подход к формированию и размеру заработной платы работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

II. Организационные мероприятия

Анализ предложений органов власти, ОМС по централизации инфраструктуры информационных систем

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка, содержащая оценку предложений по централизации инфраструктуры информационных систем

Анализ практики централизации инфраструктуры информационных систем органов власти и подведомственных им государственных учреждений субъектов Российской Федерации, изучение международного опыта

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая модели централизации инфраструктуры информационных систем в автономном округе

Анализ информации о количестве штатных единиц в органах власти и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка

Анализ информации о количестве штатных единиц в ОМС и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, ОМС

информационная справка

Анализ информации о средней заработной плате работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Департамент труда и занятости населения автономного округа, Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

III. Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий

Анализ информации о количестве серверного, коммутационного оборудования, оборудования систем хранения данных, а также количества и оснащенности серверных помещений, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры, бюджетное учреждение автономного округа "Окружной центр информационно-телекоммуникационных технологий" (далее - БУ ИКТ) (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание БУ ИКТ:
серверного и коммутационного оборудования,
оборудования систем хранения данных

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию)

единая инфраструктура информационных систем органов власти автономного округа, обслуживание которой осуществляет БУ ИКТ, включая оптимизацию используемых серверных помещений

Анализ существующей доменной архитектуры корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Перевод в единый домен корпоративной сети органов власти автоматизированных рабочих мест, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

единая доменная архитектура информационных систем органов власти автономного округа

Анализ информации о количестве автоматизированных рабочих мест в органах власти и учреждениях, о количестве периферийных устройств, подключенных к ним, а также о количестве расходных материалов, потребляемых периферийными устройствами

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание в БУ ИКТ автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

централизованное обслуживание автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

IV. Информационные системы

Анализ информации об информационных системах, используемых органами власти и учреждениями

Депинформтехнологий Югры, БУ ИКТ (по согласованию),
Автономное учреждение "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" (далее - АУ ЮНИИ ИТ) (по согласованию)

аналитическая справка, включающая перечень государственных информационных систем (ресурсов), в отношении которых Депинформтехнологий Югры координирует выполнение работ по их развитию и сопровождению

Передача информационных систем в БУ ИКТ, АУ ЮНИИ ИТ


АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизованное сопровождение информационных систем

V. Информационная безопасность

Проведение внутреннего аудита информационной безопасности информационных систем автономного округа

АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Формирование предложений по централизации информационной безопасности

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Организация выполнения работ по информационной безопасности информационных систем

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизация работ по обеспечению информационной безопасности информационных систем

Обучение ответственных за информационную безопасность в органах власти

Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа,
Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

ответственные за информационную безопасность в органах власти обучены в соответствии с требованиями законодательства

VI. Связь и телекоммуникации

Анализ информации о каналах связи, используемых органами власти, учреждениями

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка, содержащая предложения по оптимизации используемых каналов связи

Организация единой корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

единая корпоративная сеть органов власти, отсутствие иных каналов связи

Анализ информации об услугах телефонной связи (стационарной и сотовой), предоставляемых органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры,
органы власти

аналитическая справка

Организация централизованного оказания услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры

централизованное оказание услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

VII. Финансовое обеспечение мероприятий по информатизации

Анализ информации об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственных программах автономного округа, на мероприятия, реализуемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также анализ планов информатизации органов власти в части определения объемов финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

Анализ планов информатизации ОМС в части финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая предложения и мероприятия, а также объемы финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры ОМС

Передача финансирования из государственных программ автономного округа в государственную программу автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и период до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , на обслуживание и развитие серверного и сетевого оборудования, на создание, сопровождение и развитие информационных систем, на обеспечение информационной безопасности информационных систем, на услуги телефонной связи (стационарной и сотовой)

Департамент финансов автономного округа, Депинформтехнологий Югры, органы власти

Правовые акты автономного округа

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ...

Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Наименование исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - орган власти)

Количество штатных единиц органа власти (не менее)

Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Приложение 3
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

Наименование государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - учреждения)

Количество штатных единиц в учреждении, подлежащих оптимизации (не менее)

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования"

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных функций"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр подготовки сборных команд Югры"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Региональный центр инвестиций"

«И задом наперед, совсем наоборот, - подхватил Труляля. - Если бы это было так, это бы еще ничего, если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!»
«Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье», Льюис Кэрролл

Вполне возможно, что, запутавшись в дебатах о том, какую организационную структуру ИТ-служб следует признать сегодня оптимальной, руководители отрасли информационных технологий, поставщики ИТ-услуг, а также услуг, так или иначе связанных с информационными технологиями, начнут изъясняться языком героя известной сказки Кэрролла. Ведь спор о том, что правильно - централизация или децентрализация служб ИТ, - и в самом деле простым не назовешь. С ним связаны по меньшей мере три особых, не совпадающих друг с другом элемента: контроль, физическое место расположения ИТ-подразделения и его функциональные задачи.

Если мы хотим, чтобы дискуссия получилась осмысленной и дала удовлетворительные результаты, совершенно необходимо, чтобы все участники понимали, какие из этих трех элементов имеют отношение к делу, а какие - нет. В противном случае разговор наверняка пойдет на разных языках, и - что еще хуже - может быть принято такое решение, за которое никто не захочет нести ответственность.

Коммерческая среда, в которой функционирует та или иная организация, определяет способы реакции последней на происходящие в данной среде изменения. А это в свою очередь оказывает серьезное влияние на определение ключевой точки принятия решений и, в более широком плане, на принципы, лежащие в основе структуры организации. При рассмотрении вопросов, касающихся структуры ИТ-организации, сегодня уже нельзя попросту отмахиваться от запросов внешних сил. Являясь важнейшим компонентом коммерческого предприятия (а в ряде случаев - и самим предприятием), ИТ-организация должна демонстрировать свою способность гибко реагировать на колебания коммерческой конъюнктуры.

Там, где определяющей чертой рынка становится постоянный приток новаторских решений, оригинальных изделий (в результате чего коммерческая среда обретает черты нестабильности), особенно важна способность организации быстро и гибко реагировать на изменения в этой среде. С другой стороны, в компаниях, работающих на рынках, где новаторские изделия появляются редко, а главной ареной конкурентной борьбы становится сфера ценообразования и оказания услуг (то есть в стабильной коммерческой среде), механизм принятия управленческих решений обычно бывает более структурированным.

В организациях, работающих в относительно стабильных коммерческих условиях, цели отделов, продолжительность производственных циклов, интенсивность и методы взаимодействия между элементами организационной структуры, а также информационные потребности могут отличаться от подразделения к подразделению. Но в организациях, работающих в нестабильной коммерческой среде, такие различия между аналогичными отделами, скорее всего, будут более значительными. В компаниях, которые производят стандартные продукты, мало подверженные изменениям, базовые задачи функциональных отделов лучше определены и более упорядочены, чем в организациях, ориентированных на постоянное обновление выпускаемых изделий. Возможно, перечисленные факторы свидетельствуют в пользу утверждения, что в условиях относительно стабильной коммерческой среды больше подходит централизованная модель ИТ-отдела.

Предприятия, которым для выживания в конкурентной борьбе приходится постоянно модернизировать выпускаемую продукцию, как правило, отличаются менее жесткими бюрократическими структурами. Их управленческие иерархии состоят из меньшего числа звеньев, чем в организациях, производящих стандартные и относительно редко модернизируемые изделия. Более того, различия в целях, во времени, отпускаемом на принятие решений, и в характере межличностных отношений среди сотрудников функциональных отделов (таких, как финансовый отдел, отдел маркетинга и отдел НИОКР) в фирмах, постоянно обновляющих ассортимент выпускаемых изделий, обычно выражены более отчетливо, чем в организациях, для которых такое обновление не является столь существенным. Таким образом, отличающийся высокой степенью централизации ИТ-отдел, возможно, окажется не в состоянии в полной мере удовлетворять информационные запросы функциональных отделов в организациях, быстро меняющих ассортимент выпускаемой продукции.

В этих условиях идеальным решением могла бы стать организация ИТ-подразделения на «федеративных» началах. Функциональные отделы могут по-прежнему управлять своими ИТ-системами и эксплуатировать их. В то же время силами сотрудников корпоративного ИТ-подразделения эти системы объединяются в единую структуру с едиными стандартами, единообразной документацией, а также методами работы и конструкторскими параметрами. Кроме того, корпоративное ИТ-подразделение берет на себя ответственность за организацию необходимых потоков информации между отделами.

Разумеется, между двумя полюсами (с одной стороны - система организации ИТ-служб «федеративного» типа, и с другой - единая централизованная корпоративная служба) существует множество организационных решений, которые способны наилучшим образом удовлетворить конкретные потребности того или иного предприятия. При выработке организационных отношений между ИТ-отделом и профильными подразделениями важно принимать во внимание ограничения и возможности, определяемые коммерческой средой.

Обстоятельства могут меняться весьма радикальным образом в течение довольно коротких промежутков времени, поэтому важно регулярно возвращаться к оценке эффективности и уместности принятого в компании подхода к управлению ИТ-службами и при необходимости вносить в него соответствующие коррективы. Пожалуй, есть смысл провести две первые «сверки часов» после шести месяцев и года работы, а в дальнейшем к этим проблемам можно возвращаться раз в два года или после серьезных изменений в руководстве корпорации либо ИТ-отдела.

Информационные технологии проникли во все сферы нашей жизни, следовательно, способы их применения неисчислимы - возьмите любой аспект коммерческой деятельности, от согласования встреч с фиксированием даты, времени и места их проведения при помощи электронных устройств до рассылки сообщений электронной почты, от анализа миллиардов байт данных, полученных в ходе исследований, до обработки информации о клиенте и управления счетами организации. Информационные технологии многообразны и общедоступны; сегодня всем известно, что неиспользуемый потенциал ИТ раскрывается через творческий труд и воображение их пользователей.

В наши дни, когда суровость развития экономической конъюнктуры проявляется со все большей очевидностью, сокращение расходов становится лозунгом дня для каждой организации, а в ряде случаев это обязательное условие выживания. В таких обстоятельствах легко прийти к заключению, что правильный путь - это путь централизации, ибо он позволяет устранить дублирующие должности и направления деятельности, отменить нестандартные процедуры и неэффективные методы работы. Сторонники децентрализации, разумеется, утверждают, что такой подход в корне неверен, что для достижения более высокой эффективности абсолютно необходимо, чтобы ИТ-службы функционировали в тех же условиях, что и организации, в чьих интересах они работают.

Важно добиться такого положения дел, когда ИТ-служба расширяет возможности отдельных сотрудников и организационных подразделений успешно действовать в условиях конкурентной борьбы. Главные активы - это предоставляемая ИТ-службой информация и процессы, обеспечиваемые этой службой. Соответствующая модель управления и реализующая ее организационная структура должны способствовать повышению доступности и расширению ее возможностей ИТ-службы.

Организации, которые устанавливают добрые, надежные партнерские отношения с поставщиками ИТ-услуг, имеют все основания рассчитывать на то, что со временем они пожнут богатые плоды двустороннего долгосрочного сотрудничества. Если ваш поставщик является к тому же вашим настоящим партнером, он с пониманием отнесется к вашим проблемам, но, что еще важнее, он будет достаточно хорошо разбираться в вашем бизнесе, чтобы со знанием дела участвовать в разработке долгосрочного решения, выгодного для обеих сторон. Ваши поставщики должны быть готовы оказывать вам содействие в оценке стоимости владения на протяжении всего жизненного цикла изделия, в сопоставлении достоинств и недостатков централизованной и децентрализованной модели управления и содействовать в подготовке сложных деловых решений. Кроме того, поставщики ИТ-услуг могут оказать вам большую помощь в разработке альтернативных вариантов финансирования, особенно в случаях, когда вы планируете приобретать новые аппаратные либо программные средства.

Одно обстоятельство не вызывает сомнения: если мы будем рассматривать ИТ-службу как «вещь в себе», если допустим, что в отношениях между нами и ИТ-организациями возникнет нечто вроде «китайской стены», то наведение мостов, столь важных для формирования союза ИТ-организаций и коммерческих структур, станет делом трудным, а то и невозможным. Существует ли «правильная» схема организации ИТ-подразделения? Выдвигаемые сторонами аргументы за и против централизации (равно как и децентрализации) представляются здравыми, но их нельзя признать несомненными, а может быть, они и вовсе неуместны. Не будем накладывать ограничения на открывающиеся перспективы, ведь тем самым мы набрасываем путы на собственное будущее.

Джен Даффи, аналитик IDC

На прошедшем в конце декабря заседании регионального правительства утвержден .

План, в частности, предусматривает передачу на обслуживание в департамент информационных технологий автономного округа серверного и коммутационного оборудования, автоматизированных рабочих мест и информационных систем, используемых в органах власти и учреждениях региона. При этом все автоматизированные рабочие места органов власти будут переведены в единый домен корпоративной сети органов власти региона.

Предполагается также, что департамент будет централизованно выполнять работы по обеспечению информационной безопасности информационных систем, организовывать оказание услуг стационарной и сотовой телефонной связи органам власти и учреждениям, обеспечивать работу единой корпоративной сети.

Средства, предусмотренные на эти цели ведомственными программами округа, должны быть консолидированы в программе «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2018-2025 годы и период до 2030 года».

В соответствии с документом, в течение 2018 года в исполнительных органах государственной власти автономного округа и подведомственных учреждениях запланировано внедрение информационной системы бухгалтерского учета «Облачная бухгалтерия» (которая будет включать в себя функционал управления материальными запасами, закупками, управленческого учета и др).

В ходе выполнения мероприятий плана должна быть оптимизирована штатная численность сотрудников, которые занимаются обслуживанием компьютерной техники и сопровождением информационных систем (ресурсов) органов власти и учреждений.

Предусмотрена также подготовка предложений по аналогичным мерам и в отношении органов местного самоуправления.

Курировать выполнение плана будет первый заместитель губернатора автономного округа Геннадий Бухтин.

«Дорожная карта проекта синхронизирована с задачами, которые поставлены в [региональных документах] концепции «Бережливый регион», государственной программе «Информационное общество». Эти меры, безусловно, будут способствовать цифровизации экономики», — прокомментировала утвержденный документ губернатор Югры Наталья Комарова .

По мнению директора департамента информационных технологий Югры Павла Ципорина , централизация полномочий закупок в сфере ИКТ позволит реализовать единые подходы и требования к их осуществлению, в том числе по мероприятиям по защите информации, повысить эффективность принятия управленческих решений, что будет способствовать цифровизации экономики автономного округа, а также позволит оптимизировать расходы бюджета округа на закупки оборудования и создание информационных систем.

По словам Ципорина, в едином реестре информационных систем Югры зарегистрировано более 900 информационных систем, ряд из которых имеют дублирующий функционал. По его мнению, централизация инфраструктуры позволит обеспечить соблюдение единых принципов при создании и функционировании государственных информационных систем Югры, отвечать требованиям законодательства, оптимизировать структуру органов власти и подведомственных им учреждений, повысить эффективность труда служащих и работников государственных учреждений, занятых в обслуживании ИКТ. «При этом стоит отметить, что действующие контракты в сфере ИКТ будут также сопровождаться на ранее заключенных условиях, что не ухудшит условия их исполнения для контрагентов», — сказал он сайт.

По мнению министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослава Ракова , централизация управления IT-инфраструктурой позволяет значительно сократить расходы и повысить оперативность принятия управленческих решений в этой сфере. По опыту области, централизация закупок на уровне министерства (98 -99% всех закупок органов власти и их учреждений по части ИТ проходит через центр информационных технологий Тульской области) позволяет снижать цены на 18-30%. «Количество сопровождаемых информационных систем, используемых органами власти, сократилось с 500 до 191, что значительно упрощает их администрирование и тоже позволяет экономить значительные средства», — сказал Раков сайт.

В конце мая агентство маркетинговых коммуникаций Cnews Conferences провело конференцию «Оптимизация ИТ-инфраструктуры: инновации и тренды».

В развитии ИТ-инфраструктуры российских предприятий и организаций, безусловно, имеет место отраслевая и региональная специфика. В то же время такие тенденции, как централизация ИТ-инфраструктуры, переход к более широкому применению ИТ-аутсорсинга, ряд технических тенденций (переход на мобильные устройства, виртуализация, распространение электронного документооборота и т. д.) присущи практически всем отраслям российской экономики.

О централизации ИТ-инфраструктуры так или иначе говорили почти все докладчики. До сих пор ИТ-инфраструктура многих предприятий и банков - это «зоопарк» многочисленных и разрозненных программ и баз данных, серверов, сетей и т. д. Но, чтобы преобразование этого «зоопарка» в централизованную ИТ-инфраструктуру было успешным, предприятие должно обновлять/разработать свои стандарты для всех основных элементов ИТ-инфраструктуры, отметил Дмитрий Емелин , заместитель директора департамента сопровождения ИТ СК «Альянс». В этой компании в рамках оптимизации ИТ-инфраструктуры были обновлены стандарты для софта и оборудования, регламенты для оказания основных ИТ-сервисов и на этой основе реализован ряд ИТ-проектов: виртуализация серверов, в результате чего загрузка оборудования увеличилась более чем вдвое, и около 500 серверов освободилось, внедрение единой (вместо нескольких) системы мониторинга - время реакции на инциденты сократилось, модернизированы почтовая система и корпоративная сеть с повышением их производительности и защищенности, выполнено еще несколько проектов. Но наряду с таким проектами были реализованы и стратегические, с большой долей ИТ, проекты по централизации бизнес-процессов и созданию операционного центра.

Наверное, самым ярким примером централизации ИТ-инфраструктуры в финансовой отрасли является Сбербанк России. В конце прошлого года был сдан в эксплуатацию мегаЦОД Сбербанка в Южном речном порту, о котором на конференции Cnews рассказал Сергей Пегасов , управляющий директор блока ИТ Сбербанка России. Это первый в России центр обработки данных в финансовой отрасли, сертифицированный по уровню Tier III классификации Uptime Institute. Более 2000 серверных стоек размещено в машинных залах общей площадью 5000 кв. метров. Гарантируется время простоя за год не более 1,6 часа, коэффициент отказоустойчивости - 99,982%.

Этот мегаЦОД вместе с аналогичным мегаЦОДом в Сколково должен составить основу единой ИТ-инфраструктуры банка, заменяя десятки региональных ЦОДов. При этом совокупность стоимости владения ИТ-инфраструктурой должна быть снижена до $500 млн. в год, начиная с 2015 года.

В больших ЦОДах нужно использовать системы хранения данных с выдающимися характеристиками. Именно такую новейшую систему от компании EMC представил на конференции Денис Серов , руководитель направления технологического консалтинга EMC. Эта система может быть интересна банкам, обрабатывающим петабайты данных (1 петабайт - 1024 терабайт, 1 терабайт - 1024 гигабайт).

Оживленным получилось обсуждение выступлений Михаила Хургеса , директора по развитию бизнеса компании ServiceDirect, и Андрея Водолазского , начальника отдела системного администрирования НПО «Наука», об оптимизации затрат на печать документов. Здесь также возможна централизация: вместо множества небольших принтеров, которые используются и в домашних условиях, использовать мощные МФУ (многофункциональные устройства), специально разработанные для организаций. Другой способ - привлечение аутсорсера. При этом возможны различные варианты, включая лизинг печатного оборудования. При обсуждении был упомянут как наиболее масштабный такого рода проект Альфа-банка и компании Xerox.

Компании телекома, включая ведущие сотовые операторы, активно выходят на рынок аутсорсинга, предлагая как услуги в области коммуникаций, так и в области ИТ.

На конференции Cnews Денис Ирз , директор департамента новых технологий и проектов столичного филиала «Мегафона», рассказал о сервисах своей компании, которые она предоставляет корпоративным заказчикам на условиях аутсорсинга.

Основное предложение «Мегафона» - это ресурсы и услуги ЦОДов, подключенных к его транспортной сети, что позволяет более эффективно (чем при подключении к чужой сети) обеспечивать информационную безопасность оборудования, баз данных и сервисов заказчика. Ресурсы и услуги ЦОДов предоставляются как в обычном виде, так и виде частного облака (Private Cloud).

Наиболее сложный, но и наиболее перспективный, вид аутсорсинга, - это выполнение бизнес-процесса как внешнего сервиса. «Мегафон» предлагает как сервис бизнес-процессы «Оцифровка» (перевод документов с бумажных носителей в электронный вид), «Телепродажи» и Customer Care (соответственно, продвижение и продажа услуг клиента и организация 1-й линии помощи операторами ЦОВ «Синтерра»).

С презентациями докладов можно вскоре ознакомиться на cnews.ru в разделе

Сегодня ИТ-инфраструктуры в российских компаниях достаточно сложны. Их обслуживание обходится недешево, они разрозненны и недостаточно эффективны. Один из подходов к решению этих проблем - консолидация ИТ-ресурсов. Кроме уменьшения стоимости обслуживания и повышения управляемости консолидация имеет и другие плюсы. Однако, в ряде случаев правильнее деценрализованные решения. Об этом и шла речь на форуме "Информационные технологии для достижения стратегических целей организации", организованном компанией КРОК.

Как правило, главная статья расходов в ИТ-бюджетах компаний - это затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры и оборудования. Опрос примерно 600 ИТ-менеджеров разных российских организаций, проведенный в прошлом году экспертами компании КРОК, лишний раз подтвердил это. Конечно, внедрение новых ИТ-систем требует больших затрат, но в основном средства уходят на поддержку существующего ИТ-хозяйства. Тот же опрос показал, что особенно важны для российских компаний системы централизованного управления ИТ-инфраструктурой. Этот результат свидетельствует, что уже сегодня в российских компаниях внедрены решения достаточно высокой сложности. Возникает приоритетная задача - как-то справиться со сложностью ИТ-системы. Об этом и шла речь на форуме "Информационные технологии для достижения стратегических целей организации", организованном компанией КРОК.

Одним из подходов, помогающих решить эту задачу, заключается в консолидации ИТ-систем. Эксперты выделяют три фазы, или три уровня, консолидации. Первый - консолидация аппаратных платформ, второй - консолидация на уровне программного обеспечения и, наконец, третий уровень - уровень приложений. Все эти процессы ведут к тому, что когда-нибудь пользователям будет все равно, где физически находятся те или иные ресурсы, а ИТ-отделам компаний - где физически находятся их пользователи.

Но это отдаленное будущее. Пока подавляющее большинство как российских, так и западных организаций только подходит к первой фазе. Компания IDC исследовала основные причины консолидации ИТ-инфраструктуры предприятия (см. рис.). Как основной мотивирующий фактор при консолидации инфраструктуры респонденты отмечали уменьшение стоимости. Кроме того, в числе причин были названы повышение производительности и простота управления. Следующий фактор - использование при консолидации ИТ-инфраструктуры предприятия производительных современных платформ.

Аргументы со стороны ИТ

Это общие положения, но их можно детализировать. По словам Руслана Заединова, заместителя директора департамента вычислительных систем компании КРОК, аргументы в пользу консолидации есть и у ИТ-подразделений компании, и у бизнес-подразделений. Руслан Заединов рассказывает: "Заказчики признают, что консолидированная структура лучше управляется, легче построить систему мониторинга и управления для используемого аппаратного и программного обеспечения, если оно хотя бы расположено в одном месте. А если оно к тому же однородно, представляет собой единую структуру, то задача мониторинга и управления этой структурой решается еще легче. Кроме того, у консолидированной структуры обычно есть один четкий путь развития, а не несколько независимых направлений движения, мало согласующихся между собой".

И еще один, тоже достаточно традиционный, аргумент в пользу консолидации со стороны ИТ-отдела компании - это повышение внутренней эффективности, возможность оптимального использования ИТ-ресурсов. "Мы исследовали, насколько продуктивно сами используем ИТ-инфраструктуру, анализировали такие, казалось бы, элементарные вещи, как загрузку процессоров, инфраструктурных серверов, использование дискового пространства, - говорит Руслан Заединов. - Выяснилось, например, что дисковое пространство у нас постоянно пустует. Практически это вложения в пустоту, в перспективы роста, которые мы никогда не реализуем. И результатом этих исследований стали реальные преобразования ИТ-инфраструктуры нашей компании, в частности переход на использование консолидированной системы хранения. Кроме того, мы провели консолидацию серверов для некоторых производственных задач (например, для разработки программного обеспечения). Это позволило существенно повысить эффективность использования процессорных мощностей и таким образом снизить наши расходы".

Аргументы со стороны бизнеса

Обычно бизнес-подразделения компании не вникают в детали организации ИТ-процессов, поэтому все перечисленные выше аргументы для них ничего не значат. Как правило, у них собственное мерило эффективности ИТ как инструмента. Но и с этой стороны есть существенные аргументы в пользу консолидации ИТ-инфраструктуры.

Прежде всего имеются в виду оптимизация инвестиций в ИТ, оптимизация начальных инвестиций в создание ИТ-инфраструктуры и оптимизация инвестиций на эксплуатацию этой ИТ-инфраструктуры. Отчасти, все эти аргументы опять же связаны с лучшей управляемостью. Консолидированная ИТ-инфраструктура лучше управляема, в результате персонала нужно не так много. С другой стороны, уменьшаются сопутствующие расходы: консолидированная ИТ-инфраструктура занимает меньше места и поэтому требует меньше площади помещений, меньше расходов на свет, тепло и кондиционирование этих помещений.

Кроме того, консолидированная ИТ-инфраструктура позволяет организовать внутренний биллинг компании. Нельзя сказать, что для российских предприятий эта задача сейчас актуальна. Однако скоро она, несомненно, получит серьезное значение. Дело в том, что стоимость ИТ-инфраструктуры постепенно настолько повышается, что начинает прямо влиять на себестоимость продукции, и это необходимо учитывать. Из инструмента поддержки бизнеса компании ИТ все больше превращается в часть основного бизнеса компании. Этот процесс идет медленно, но все же идет. Поэтому долю затрат на ИТ в реализации того или иного процесса компании необходимо учитывать все более детально и четко. И здесь централизованная архитектура дает очевидные преимущества.

Минусы консолидации

Но при всех своих плюсах консолидация имеет и минусы. Есть свои преимущества и у распределенной ИТ-инфраструктуры.
Прежде всего, распределенная инфраструктура важна для организаций с широким региональным охватом. Никто не будет спорить с тем, что информацию нужно обрабатывать в месте ее получения. Обычно консолидированный центр обработки данных не позволяет вести учет абсолютно всех бизнес-процессов и расходов. Он рассматривает данные на высоком уровне, важном для центрального управленческого звена. "Распределенная инфраструктура удобна для ведения учета в деталях, - говорит Руслан Заединов. - Это нужно для государственных структур, которые занимаются социальными вопросами, нефтяных компаний, для добывающей отрасли в целом, для энергетики".

Второе преимущество распределенной инфраструктуры состоит в том, что она позволяет организовать устойчивость центра обработки данных к авариям или техногенным катастрофам. Консолидированная инфраструктура всегда менее защищена, чем распределенная. В этом смысле распределенная архитектура отнюдь не означает, что разные ее компоненты предназначены для решения разных задач предприятия. Компоненты распределенной архитектуры могут резервировать друг друга, балансировать нагрузку, выполняя сходные задачи. Распределенная инфраструктура позволяет хранить данные по крайней мере в двух центрах обработки данных, что позволяет их резервировать и иметь постоянную копию всех корпоративных данных компании на случай аварии. "Однако для построения распределенных центров обработки данных могут быть и другие причины, - отмечает Руслан Заединов. - Например, один из наших заказчиков, строящий единый центр обработки данных для всех своих бизнес-процессов, столкнулся со следующей ситуацией: город, в котором находится этот центр обработки данных, просто не может дать достаточной электрической мощности для этого центра. В результате компания строит резервный центр, и часть бизнес-процессов балансирует между основным и резервным центрами".

Принятие решения

По мнению Бориса Гермашева, менеджера по работе с корпоративными заказчиками компании EMC, во многих российских компаниях одновременно проходят процессы централизации и децентрализации. Как правило, компании находят какой-то компромисс между распределением и консолидацией.

Стандартный подход к обработке данных состоит в том, что данные должны попадать в единую информационную систему как можно ближе к месту их создания. Если мы говорим о компании, данные которой создаются в регионах, то именно там они должны проходить первую обработку и тут же быть доступны в других местах, других центрах, где проходят более глубокую обработку. "И здесь мы сталкиваемся с тем, что зачастую у компаний нет четкого видения, какую информацию куда следует направлять для последующей обработки", - отмечает Борис Гермашев.

Подобная проблема не всегда напрямую относится к ИТ-вопросам. Вопрос о консолидации тех или иных ИТ-сервисов тесно связан с наличием единой точки принятия ИТ-решений в компании. "Например, во многих компаниях до сих пор нет четкого понимания, каким образом должны приниматься решения в области ИТ, - отмечает Борис Гермашев. - Должен ли ИТ-директор принимать решения в области стратегии развития ИТ? Насколько бизнес должен влиять на ИТ, и расценивается ли такое влияние ИТ-департаментом как положительное? Насколько свободно в принятии решений может быть руководство регионального ИТ-подразделения? Когда решения должны приниматься коллегиально? Зачастую очень непросто определиться и выбрать подход, который в дальнейшем обеспечит наилучшие результаты".

Безусловно, насколько бы распределенной система не была, ответственность должна быть все-таки централизована, должен быть менеджер, который отвечает за ИТ-решения. Согласно одной точке зрения такой единый центр принятия таких решений - ИТ-директор компании - обязательно должен определять ИТ-стратегию и для центрального офиса и для офисов на местах, как для единого центра обработки данных, так и для распределенной системы. Этой точки зрения придерживается большинство специалистов. Леонид Ухлинов, начальник управления спецтехники и АТТ ФТС РФ, считает, что при принятии подобных решений самое главное - достигнуть баланса между требованиями ИТ и бизнеса. Для этого, по его мнению, необходима централизация принятия решений в области ИТ. "Это возможно только в том случае, когда лицо, принимающее ИТ-решения, входит в состав совета директоров компании", - считает Леонид Ухлинов.

Однако бывает, что решения ИТ-менеджеров на местах оказываются лучше, чем централизованные. Так, по словам Бориса Гермашева, в деятельности крупных российских корпораций было несколько примеров, когда коллаборативный подход к ИТ, позволяющий региональным ИТ-подразделениям компаний иметь собственное видение ИТ и использовать не такие решения, как в центре, приводил не к отрицательным, а к положительным результатам. Выясняется, что принятый в центре стандарт в долгосрочном периоде оказывается не очень правильным. То есть существует опыт, когда децентрализация при принятии ИТ-решений приводит к очень хорошим результатам.

В целом обсуждение на конференции показало, что архитектура может быть централизованной или децентрализованной, это не взаимоисключающие подходы. Безусловно, вопрос, какие ИТ-сервисы должны быть консолидированы, а какие логичнее реализовывать в качестве распределенных служб, достаточно сложен. При каких требованиях ИТ-система должна склоняться в сторону консолидации, а когда - оставаться распределенной? Здесь трудно привести какие-либо конкретные рекомендации. Тем не менее централизующие процессы идут, и от них никуда не деться. "Можно долго искать компромисс между распределенной и централизованной ИТ-инфраструктурой, но все равно общая тенденция - это централизация и консолидация как вычислительных платформ, так и самих вычислений, то есть ИТ-сервисов", - заключает Руслан Заединов.