Кто же такая Баба-Яга? Версии происхождения. Баба яга - мифический персонаж или реальная женщина Кто такая баба яга кратко

15.04.2024

Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?

В статье:

Баба Яга в славянской мифологии - персонаж, которого мы знаем

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга - грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок - это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была - помогать людям, а не вредить.

Баба Яга - заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга - это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому - «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга - на самом деле богиня Макошь?

Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.

Согласно ней Баба Яга - это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется , которая и являлась супругой .

Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом - миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

ПЕДАГОГ

Легенда o Бабе-Яге

Баба-Яга - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Лесная старуха-волшебница, один из самых известных персонажей народного мифотворчества славян. Вид у нее не просто страшный, а подчеркнуто отталкивающий : одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достает. Эксцентричному облику злобной старухи оответствует и необычный способ передвижения : Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-яге все звери , но самые верные ее слуги - черные коты, вороны и змеи. Живет она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только попросить : «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила : к лесу задом, ко мне передом!» - и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо замка - рот с острыми зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей между миром живых и мертвых, а избушку ее - вратами в потустороннее царство.

В сказках Баба-яга часто выступает как антагонист героев, которые борются с ней и силой или хитростью побеждают. Колдунья (варит всяческие зелья) и людоедка, она похищает детей и не прочь погубить случайно забредшего в ее избушку путника, но, как правило, оказывается одурачена и наказана. Иногда Баба-яга предстает в образе дарительницы, помощницы героев. Тогда она помогает им, указывает дорогу, снабжает волшебными предметами и дает мудрые советы.


Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги : дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет) ; похитительница детей; Баба-Яга-воительница. Подобный герой есть в немецком фольклоре : фрау Холле или Берта. «Мыстам-кемпыр» - называют Бабу-Ягу в казахских сказках.

К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» , Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века : Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

Происхождение образа

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога» . Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах :"Морозко","Василиса Прекрасная","Огонь, вода и… медные трубы", "Золотые рога"

В фильмах "Там, на неведомых дорожках…" роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер. В фильме "Огонь, вода и… медные трубы" роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская. В фильме "Новогодние приключения Маши и Вити" роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая. В фильме «В тринадцатом часу ночи» Баба-Яга -Зиновий Гердт. В фильме «Чудеса в Решетове» - Ёла Санько. В фильме «Начало» , режиссер Глеб Панфилов, персонаж Инны Чуриковой - Паша Строганова, играет в самодеятельном театре роль Бабы-Яги. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил - Мария Барабанова

В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания.

Знакомя детей с героями народных сказок, обязательно останавливаемся на этом образе. Дети с хохотом наряжаются в костюм Яги, разыгрывают небольшие сценки,имитируют повадки героини в аэробике "Баба-Яга", играют в народные игры с участием фольклорного персонажа. Лучшей Бабой-Ягой признана Аня.


Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе , живёт в лесу, в избушке на курьих ножках , окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-Яга - каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу , выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта .

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации . Так, во многих сказках Баба-Яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин , В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой , Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века : Ивана Билибина , Виктора Васнецова , Александра Бенуа , Елены Поленовой , Ивана Малютина и др.

Этимология

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги. На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба - молодая женщина). «Баба яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек) . «Яга» является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.

Происхождение образа

Баба Яга как богиня

М. Забылин пишет:

Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и её миф сливается с мифом ведьм .

Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь . Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология , народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга.

По другой версии образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, - результат антропоморфизма . Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках .

Сибирская версия происхождения Бабы Яги

Существует и иная трактовка . Согласно ей, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях»:

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

Внешний вид

Баба-Яга обычно изображается в виде большой (нос в потолок) горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом. На лубочных картинках она одета в зелёное платье, сиреневую кичку , лапти и брюки . На другой древней картине Баба-Яга одета в красную юбку и сапоги . В сказках нет акцента на одежды Бабы-Яги.

Атрибуты

Избушка на курьих ножках

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица , руководившая обрядом кремации мёртвых . Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти.

Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в - веках). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём» .

Локализация избушки на курьих ножках связана с двумя волшебными реками, либо огненной (ср. джаханнам , над которым также протянут мост), либо с молочной (с кисельными берегами - ср. характеристику Земли Обетованной : молочные реки Чис. или мусульманского Джаннат) .

Светящиеся черепа

Существенным атрибутом жилища Бабы Яги является тын , на кольях которого насажены лошадиные черепа , используемые в качестве светильников . В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи .

Волшебные помощники

Волшебными помощниками Бабы Яги выступают гуси-лебеди , «три пары рук» и три всадника (белый, красный и черный) .

Характерные фразы

Степная Баба Яга

Помимо «классической» лесной версии Бабы-Яги, существует и «степная» версия Бабы-Яги, которая живет за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц . В другой сказке Баба-Яга золотая нога во главе несметной рати воюет против Белого Полянина . Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу-Ягу с «женоуправляемыми» сарматами - пастушеским коневодческим степным народом. В этом случае ступа Бабы Яги является славянским переосмыслением скифо-сарматского походного котла, а само имя Яга возводится к сарматскому этнониму языги .

Мифологический архетип Бабы-Яги

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста» .

Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подперта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды» .

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

Образ Бабы Яги в музыке

Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) » известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки - воспоминание о Викторе Гартмане », 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты - «Pictures at an Exhibition », созданная английской прогрессив-рок -группой Emerson, Lake & Palmer в 1971 году , где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский); «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер); «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Бабе Яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова , соч. 56, 1891-1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом » 1878 года также есть пьеса «Баба Яга».

Баба-Яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» из альбома «Гуляй, мужик!» (1992) и «Илья Муромец» из альбома «Ночь перед Рождеством» (1991).Также Баба-Яга фигурирует в качестве персонажа в мюзиклах: «Кощей Бессмертный» группы «Сектор Газа», «Илья Муромец» дуэта «Сектор Газовой Атаки», и в одном из эпизодов мюзикла «Спящая красавица» группы «Красная плесень». В 1989 году в Сицилии , городе Агридженто , была основана интернациональная фолк-группа Baba Yaga .

У группы На-На есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором Виталием Окороковым на слова Александра Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках.

Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-Яге. В цикл вошли три песни: «Баба-Яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-Яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-Яга-3 (Про Бабу-Ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Кроме того, третью песню упомянутого цикла исполнял театр музыкальной пародии «Бим-Бом». Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк».

Образ Бабы Яги обыгрывается в альбоме «Избушка бабушки зомби» русской фолк-блэк группы Изморозь.

Развитие образа в современной литературе

  • Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок - например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
  • Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч , персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу ».
  • Роман «Возвращение к Бабе-Яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
  • В сериях комиксов «Хеллбой » Майка Миньолы Баба-Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль . В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побежденный Распутин . В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-Яги у Миньолы не несет в себе сатирической нагрузки.
  • Образ Бабы-Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнается, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.
  • Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы - Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха », где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно - эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
  • Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звездная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
  • Баба-Яга появляется также в серии комиксов «Армия Тьмы», где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых - Некрономикон , чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов - Гневом.
  • Роман «Снесла Баба Яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе Яге.
  • Роман «Черная Кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами - называют ведуней рода - изгнанных в стародавние времена шаманом, к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговоренном месте, в избе на двух пнях - напоминающих птичьи лапы, обращаются за помощью Уника, Таши, и Ромар, потом Уника сама станет Бабой Йогой.
  • В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гротер» Баба Яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса - Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.
  • Баба-Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова « » и в одноименном анимационном фильме .
  • Баба-Яга - один из персонажей 38-ого выпуска комикса «The Sandman » Нила Геймана , события которого происходят в лесах не названной явно страны. Из других атрибутов Бабы-Яги в выпуске присутствуют избушка на курьих ножках и летательная ступа, на которой Баба-Яга и главный герой преодолевают часть пути из леса в город.
  • У Елены Никитиной Баба Яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.
  • Баба-Яга появляется в книге «Трое в песках» цикла «Трое из Леса » Юрия Александровича Никитина . Она является одной из последних хранительниц древней женской магии и помогает героям.

Баба-Яга на экране

Фильмы

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр , в том числе в фильмах:

«Приключения в Тридесятом царстве» (2010) - Анна Якунина.

Имя славянской женщины-чародейки стало популярно и в Западной Европе. В 1973 году вышел франко-итальянский фильм «Баба Яга» (итал. Baba Yaga (film) ) режиссёра Коррадо Фарина (итал. Corrado Farina ) c Кэрролл Бейкер в заглавной роли. Фильм был создан по мотивам одного из эротико-мистических комиксов Гуидо Крепакса (итал. Guido Crepax ) из серии «Валентина» (итал. Valentina (fumetto) ).

Мультфильмы

  • «Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Георгий Милляр)
  • «Ивашко и Баба-Яга » (1938, озвучил Осип Абдулов)
  • «Царевна-лягушка» (1971) (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида Нарышкина)
  • «Конец Чёрной топи» (1960, озвучила Ирина Мазинг)
  • «Про злую мачеху » (1966, озвучила Елена Понсова)
  • «Сказка сказывается » (1970, озвучила Клара Румянова)
  • «Летучий корабль » (1979, женская группа Московского Камерного Хора)
  • «Василиса Прекрасная » (1977, озвучила Анастасия Георгиевская)
  • «Приключения домовёнка» (1985) / «Сказка для Наташи» (1986) / «Возвращение домовёнка» (1987) (озвучила Татьяна Пельтцер)
  • «Баба Яга против! » (1980, озвучила Ольга Аросева)
  • «Ивашка из Дворца пионеров » (1981, озвучил Ефим Кациров)
  • «Ну, погоди! » (16-й выпуск) (1986)
  • «Уважаемый леший» (1988, озвучил Виктор Проскурин)
  • «А в этой сказке было так…» (1984)
  • «Два богатыря » (1989, озвучила Мария Виноградова)
  • «Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучила Казимира Смирнова)
  • «Бабка Ежка и другие» (2006, озвучила Татьяна Бондаренко)
  • «Про Федота-стрельца, удалого молодца » (2008, озвучил Александр Ревва)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (2006, озвучила Наталья Данилова)
  • «Иван Царевич и Серый Волк » (2011, озвучила Лия Ахеджакова)
  • «Барток Великолепный » (1999, озвучила Андреа Мартин)

Сказки

«Родина» и день рождения Бабы-Яги

Исследования

  • Потебня А. А. , О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 - Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
  • Веселовский Н. И. , Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах» . // Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.
  • Топоров В. Н. , Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38.
  • Малаховская А. Н. , Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. - СПб.: Алетейя, 2007. - 344 с.

Персонаж игр

  • В игре «Гарри Поттер и Узник Азкабана » Баба-Яга является одной из знаменитых ведьм. Про неё рассказывается то, что она любит поесть на завтрак (возможно и на обед, и на ужин) маленьких детей. Её можно увидеть на коллекционной карточке в группе про знаменитых ведьм, она красуется на карточке № 1.
  • Баба-Яга - один из персонажей игры «Castlevania: Lords of Shadow».
  • В первой части игры «Quest for Glory » Баба-яга - один из главных врагов героя. Позже старушка вновь появляется в одной из последующих игр этой серии.
  • Баба-Яга упоминается в одном из сюжетных разговоров между братьями Андерсонами в игре «Alan Wake». Кроме того, у дома на озере Колдрон имеется табличка с надписью «Birds leg cabin», что может быть интерпретировано как избушка на курьих ножках.
  • В игре «Недетские сказки» персонаж Бабы Яги назначает квесты игроку.
  • В игре «Ведьмак » встречается монстр Яга - старая умершая женщина.
  • В играх «Поди туда, не знаю куда», «Баба Яга за тридевять земель», «Баба Яга учится читать» Баба Яга является изучающей какой-либо предмет вместе с ребёнком, вместе с ним же попадая в разные переделки.

См. также

Примечания

  1. Заколдованный замок
  2. Ян Деда и красная баба-яга
  3. Энциклопедия сверхъестественных существ. Локид-МИФ, Москва, 2000 г.
  4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : Изд-во ЛГУ, 1986.
  5. Телеканал Юрган
  6. Мифология коми
  7. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1880.
  8. «Баба Яга - богиня?»
  9. Михаил Ситников, Невинно умученная Яга. «Духовный авангард», подобно талибам, ругающим христиан «крестопоклонниками», мажет мифологическую Бабу-Ягу дегтем , Портал-Credo.Ru, 13.07.2005.
  10. Веселовский Н. И. Мнимые каменные бабы // Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. Вып. XVII. Спб. 1906.
  11. Некоторые наблюдения над эволюцией образа Бабы Ягив русском фольклоре
  12. Танцующий напротив Яги
  13. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков
  14. Баркова А. Л., Алексеев С. , «Верования древних славян» / Энциклопедия для детей. [Т.6.]: Религии мира. ч. 1. - М.: Аванта Плюс. ISBN 5-94623-100-6
  15. Марья Моревна
  16. Гуси-лебеди
  17. Финист - Ясный Сокол
  18. Василиса Прекрасная
  19. Иван-Царевич и Белый Полянин
  20. О cлавянских сказках
  21. Упадок в результате сарматского нашествия
  22. В собрании А. Н. Афанасьева существует первый вариант сказки «Пёрышко Финиста ясна сокола», где тройственную Бабу Ягу замещают три безымянные «старушки». Этот вариант позднее был обработан