Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических изданий). Урок «Периодические издания для детей Что такое периодика в библиотеке

16.04.2024

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную.
Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческих категориях.
Если текущая информация, как правило, быстро устаревает, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.
Газеты и журналы говорят о проблемах современности, вырабатывают постоянное желание быть в курсе событий, информируют о последних достижениях науки и техники, знакомят с новинками современной литературы.
Периодические издания для детей и подростков работают над расширением познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению - главной трудовой деятельности учащихся. Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, используются различные формы наглядной и массовой работы.
Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателей в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные беседы, обзоры, индивидуальная информация, выставки - включают рекомендацию статей из журналов и газет.

На абонементе помещаются списки «Новое в журналах». Ведутся папки газетных вырезок, где выделяется наиболее актуальный материал, обращается внимание учащихся на важные для них публикации (например: «Мы выбираем жизнь! А ты?»- о проблемах наркомании).
Папки необходимо регулярно пополнять, тематические папки часто становятся уникальными пособиями для учащихся при изучении многих предметов.

Приступая к работе с периодикой, необходимо выяснить насколько интересует она читателей (учащихся и учителей). По следующим вопросам можно провести мини-опрос:

1. какие журналы выписывают в вашей семье?
2. какие журналы ты читаешь дома, какие в библиотеке?
3. Систематически ли ты читаешь периодику?
Да Нет
Почему__________________________________
4. Какие материалы в журналах и газетах тебя больше всего интересуют? Что из материалов (новости, рассказы, очерки) тебе больше всего запомнилось?
5. Какие журналы помогают тебе в усвоении учебного материала?

В практике работы библиотеки используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с газетой:

Не читай все подряд. Прежде, чем читать просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
- Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.

Журнальные публикации являются основой в организации и проведении дне информации для учителей школ, в организации индивидуальной информации администрации школы, руководителей методических объединений.
Комплексная, в тесном контакте с массовыми библиотеками, пропаганда периодических изданий совместно с книгой, четкая дифференциация их по целевому и читательскому назначению обучает культуре работы с журналами и газетами, обеспечивает интенсивное использование периодических изданий, повышает общий уровень библиотечно-библиографического обслуживания читателей.

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

Найдется ли такой человек, который не любит новостей? Конечно, нет. Все мы очень любознательны. Обо всем новом, что нас интересует, расскажут газеты и журналы. 24 июня в библиотеке-филиале №9 прошел день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете» . К этому дню была оформлена выставка с одноимённым названием. Периодика для выставки подбиралась исходя из читательских потребностей и интересов пользователей разных возрастных категорий.

Детей младшего возраста ждали прекрасные издания журналов «Том и Джерри», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Мир Принцесс», «Скуби-Ду», «Свирель».

У ребят средней возрастной группы и старшеклассников наибольшей популярностью пользуются журналы «Маруся», «Юный техник», «Золотой ключик». Это яркие, красочные, полезные издания, с массой интересных публикаций, которые затрагивают и помогают решать молодежные проблемы. В них ребята находят для себя интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин.

Для взрослых читателей были представлены такие периодические издания как «Рыболов», «Наука и Жизнь», «Природа и Человек», «Приусадебное хозяйство», «Коллекция караван историй», «Крестьянка», «Добрые советы», «За рулем».

Любой желающий имел возможность полистать журналы, получить консультацию по интересующим вопросам. Предложенные материалы дали возможность каждому читателю найти интересующую их информацию на любую тему. Журналы с массой интересных публикаций помогают найти ответы на многие вопросы, в них публикуются советы психологов, юристов, врачей. В периодических изданиях много хороших идей, которые вдохновят читателей на создание рукодельных украшений, а также описание всех необходимых умений.

Дни периодики не только привлекают в библиотеку новых читателей, но и позволяют опытным пользователям лучше ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки и повышают интерес посетителей к периодическим изданиям.









КОНСПЕКТ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УРОКА

В рамках Программы внеурочной деятельности «ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

На тему: «Периодические издания для детей»

Выполнила:

Юрьева Е. А.,

библиотекарь

МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска

Архангельской области

Северодвинск

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

урок информационной культуры для учащихся 2 кл.

Цель: Воспитание информационной культуры читателей.

Задачи:

Дать понятия «пресса», «публицистика», «периодическое издание», «газета», «журнал», «рубрика», «статья»;

Рассказать о значении периодики в мире информации;

Познакомить учащихся с периодическими изданиями библиотеки гимназии, подходящими по возрасту;

Вызвать интерес к чтению периодических изданий;

Рассказать о возможностях использования периодики для подготовки сообщений, докладов, исследовательских работ и при поиске необходимого информационного материала.

Форма организации обучения : урок ознакомления, обзор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

работа с периодическими изданиями

иллюстрация.

Средства обучения: периодические издания, компьютер, мультимедиа проектор.

План.

1. Вступление.

2.Объяснение понятий «пресса», «периодическая литература», «публицистика», виды периодических изданий (с помощью презентации).

3. Обзор периодических изданий библиотеки с помощью презентации.

Пункты 1-3 — 25 минут.

4.Практическое задание.

8 минут.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

5 минут.

6.Свободное чтение.

5 минут.

7. Заключение.

2 минуты.

Ход урока.

1. Вступление

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интересный урок под названием «Увлекательная пресса для ребячьего интереса». Этот урок расширит границы нашего кругозора и поможет вам в подготовке докладов, сообщений, выполнении практических и исследовательских работ. Всё это необходимо, поэтому прошу вашего самого пристального внимания и буду рада вашим вопросам по окончании урока.

2 .Объяснение понятий.

(Презентация. Слайд 1)

Увлекательная пресса… А что же такое пресса?

(Презентация. Слайд 2)

«Пресса» - слово пришло к нам из Франции.

Пресса - это произведения печати… : журналы, газеты, вообще текущие новости печатного слова. Так написано в «Словаре иностранных слов вошедших в состав русского языка» А. Н. Чудинова

О журналах и газетах и пойдёт сегодня разговор.

Наверное, ваши родители выписывают или покупают газеты и журналы для себя и для вас, чтобы ознакомиться с новостями и узнать что-либо новое и интересное, и вы уже знаете, что пресса издаётся регулярно - под определённым названием выходят новые и новые номера. Т.е. журналы и газеты издаются периодически.

(Презентация. Слайд 3)

«Периодическое издание - издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью». Так написано в Википедии, онлайн-энциклопедии.

«Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся».

К периодическими изданиям относятся газеты, журналы, ежегодники, календари и др.

То есть газеты и журналы - это печатные периодические издания или пресса.

Журналы и газеты могут быть разных видов.

(Презентация. Слайд 4)

По периодичности:

ежедневные;

еженедельные;

ежемесячные;

ежеквартальные;

ежегодные и т. д.

По назначению:

научно-популярные;

литературно-художественные и т. д.

В периодических изданиях разных видов печатаются самые различные интересные вещи: статьи о научных открытиях, о жизни в обществе, о культуре разных народов, о спортивных достижениях. Также пресса освещает исторические открытия и факты, разные полезные советы по организации образа жизни и быта, интересные вещи о животном и растительном мире и т. д. Также из газет и журналов мы можем узнать о различных событиях в жизни общества и об отношении людей к этим событиям.

(Презентация. Слайд 5)

Область литературы об актуальных общественно-политических вопросах, а также обсуждение в печати этих вопросов мы называем публицистикой. Публицистика - это вид литературы.

3. Обзор периодических изданий библиотеки.

На периодические издания можно оформить подписку на почте, а можно купить их прямо на почте или в киоске. Давайте ознакомимся с некоторыми периодическими изданиями для младших школьников, которые выписывает наша библиотека.

(Презентация. Слайд 6)

Любознательные и активные!

Приглашаем вас окунуться в газетно-журнальное море нашей библиотеки! Здесь вы можете найти для себя много нового, увлекательного и интересного.

(В ходе рассказа приготовленные заранее газеты и журналы демонстрируются обучающимся).

(Презентация. Слайд 7)

Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка).

Слово «газета» пришло к нам из Италии. Так называлась там мелкая монета, в которую оценивали ежедневный новостной листок.

Перед вами газета «Добрая Дорога Детства». (Показать газету).

(Презентация. Слайд 8)

«Добрая Дорога Детства» - Всероссийская газета. Выходит 2 раза в месяц. Газета о детях, о дорогах и Правилах дорожного движения.

Газета освещает новости и новые Правила, документы о безопасности детей на дорогах, печатает игровые материалы для детей.

Юным инспекторам движения;

Пост Юнкора (Материалы для юных корреспондентов - пропагандистов детской безопасности);

Игротека ДДД (публикуются настольные игры, пазлы, игры на воздухе, ребусы, кроссворды, викторины);

Собери коллекцию (фото и характеристики автомобилей, фото и сведения о гонщиках и т.д.);

Интервью со знаменитыми людьми;

Дети и Родина;

Здоровый образ жизни и др.

А вот журналы нашей библиотеки. (Показать стопку журналов).

(Презентация. Слайд 9)

«Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации» - гласит «Толковый словарь» Д. Н. Ушакова.

Я принесла несколько журналов.

(Презентация. Слайд 10)

«Детское чтение для сердца и разума» - самое первое периодическое издание для детей, появившееся в России. Очень интересный литературно-художественный журнал для детей и их родителей, несмотря на небольшой объём, 48 страниц, и чёрно-белые иллюстрации. Он печатает детскую классическую и современную литературу для чтения: сказки, стихи, рассказы, исторические зарисовки.

(Презентация. Слайд 11)

Ребята и зверята

Задушевное слово

Рассказ за рассказом

Поэзия детям

Читаем всей семьёй

Чудные мгновения

Бывает и такое

Кроме шуток

Чудеса в решете

Жила-была сказка

Занятные истории

История из истории

Вот всеми любимый журнал «Мурзилка».

(Презентация. Слайд 12)

Популярный детский познавательный литературно-художественный журнал. Выходит 1 раз в месяц с 1924 г.

Главный его герой - жёлтый пушистик Мурзилка, сказочное существо. Он знакомит читателя с интересным миром сказок, рассказов, стихов, комиксов, загадок и кроссвордов.

Авторы "Мурзилки" - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы: С. Я. Маршак, Г. Б. Остер, Ирина Ащеулова, Андрей Усачёв и многие другие. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

(Презентация. Слайд 13)

Наши любимые писатели

Галерея искусств Мурзилки

Экологический урок Мурзилки

Я пишу письмо в «Мурзилку»

Приключения Мурзилки - рубрика коммиксов

Путешествия и открытия

Кроссворд Мурзилки и др.

«Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера» - написано в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Статьи из «Мурзилки» помогут подготовить интересные сообщения, доклады в дополнение к школьной программе, расширить свой кругозор.

Следующий наш журнал называется «Детская энциклопедия».

(Презентация. Слайд 14)

Этот научно-популярный журнал издаётся 1 раз в месяц.

Он предназначен для детей с 12 лет, но и восьмилетним ребятам можно найти здесь понятный материал. "Детская энциклопедия" содержит интересные факты, он интересен и детям, и взрослым.

Каждый журнальчик посвящён отдельной теме и состоит из множества вопросов или глав, расположенных по алфавиту, раскрывающих содержание темы.

Это периодическое издание поможет в подготовке сообщений и докладов к урокам, в расширении кругозора. Его можно использовать при написании исследовательских работ.

«А почему?» - часто спрашивают любознательные дети. Есть журнал, который так и называется «А почему?», и мы его выписываем.

(Презентация. Слайд 15)

Этот научно-популярный исторический журнал для младших школьников - ежемесячное приложение к журналу «Юный техник».

В каждом из номеров издания можно получить знания во всех областях науки, техники, искусства, побывать в самых интересных уголках Земли, окунуться в подводное царство, познать тайны природы.

(Презентация. Слайд 16)

Сто тысяч «почему»

Наш Эрмитаж

Все цвета радуги

Преданья старины глубокой

Со всего света

Игротека

Любопытный факт

Настенька

Данила - мастер и др.

"А почему?" поможет в подготовке сообщений и докладов на уроках, в написании исследовательских работ, в повышении уровня эрудиции.

Очень увлекателен и интересен журнал «GEOлёнок».

(Презентация. Слайд 16)

В нём можно найти информацию про всё на свете.

Выходит он 1 раз в месяц.

«GEOлёнок» - журнал о планете Земля и нашей жизни на ней.

«Фото месяца»;

«Земляне» - об удивительных событиях планеты;

«Соседи по планете» - о животных;

«Вопрос на засыпку» - рубрика различных вопросов;

«Что новенького» - свежие новости;

«Комикс»;

«По следам ваших писем» и др.

Журнал поможет в написании исследовательских и практических работ, в подготовке к урокам и повышении уровня эрудиции.

Обязательно должна вам сказать, что найти нужную информацию в журналах удобнее всего по содержанию.

(Презентация. Слайд 17)

В каждом журнале есть содержание.

4. Практическое задание.

Итак, небольшое практическое задание: я раздаю вам журналы, вы рассматриваете в них:

название;

Также подумайте, к какому уроку можно подготовить сообщение по данному журналу.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

А теперь прошу ответить на мои вопросы (фронтальный опрос):

Что такое пресса?

Почему газеты и журналы называют периодическими изданиями?

Что такое газета?

Что такое журнал?

Какие виды периодических изданий вы запомнили?

К какому уроку можно подготовить сообщение по журналу «Детское чтение для сердца и разума»?

Сколько названий журналов я сегодня показала?

Выписываете ли вы дома газеты и журналы? Покупаете ли их? Читаете ли их в библиотеке?

Итак, мы узнали сегодня…(рефлексия).

Вы сегодня молодцы. Вы были внимательны и заинтересованы.

(Презентация. Слайд 18)

Мы рассказали всего о нескольких журналах библиотеки гимназии и об одной газете. Журналы «Читайка», «Тошка и компания», «Классный журнал» и другие многие из вас уже видели в библиотеке.

Помните о правилах пользования журналами: выполнении сроков чтения и бережном их использовании.

Увлекательного путешествия в море периодических изданий!

6. Свободное чтение (5 минут).

(Презентация. Слайд 19)

7. Заключение.

Вы большие умники и умницы! Приглашаю вас в библиотеку! Спасибо за внимание!

Список литературы.

ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения: [Электронный ресурс] // Верстка. - Режим доступа: http://verstka.otrok.ru/law/gost76090.html . − Загл. с экрана.

Периодическое издание: [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . - Загл. с экрана.

Русский язык. Словари: [Электронный ресурс] // Classes.RU. - Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-5353.htm . − Загл. с экрана.

Словарь иностранных слов русского языка. Пресса: [Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29048 . - Загл. с экрана.

Толковый словарь Ушакова. Рубрика:[Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1012226 . - Загл. с экрана.

Г.Т. Золотова ,
заведующая отделом периодических изданий
ТОУНБ имени А.С. Пушкина

Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических изданий)

Отдел периодических изданий ТОУНБ имени А.С. Пушкина функционирует в структуре библиотеки чуть более 25 лет. Это один из наиболее посещаемых отделов библиотеки. В 2004 г. к нам обратилось 5866 пользователей (или 28,6% от общего числа по единой регистрационной картотеке ОБ), каждый из них воспользовался услугами отдела не менее 4 раз в год. Число посещений составило — 24557 (10,7%), средняя посещаемость в день равна — 82. Выдано за год — 248917 экземпляров текущей и ретроспективной периодики (23,1%). Если учесть, что выдача периодических изданий всеми структурными подразделениями библиотеки составляет 30,8%, то совершенно очевидны возможности и масштабы нашего отдела. Однако следует сразу пояснить, что отдел периодических изданий не является единственным фондодержателем периодики. Из 101671 единицы хранения периодических изданий библиотеки лишь 7785 находятся непосредственно в нашем отделе (7,66%). Значительная часть ретроспективного фонда периодики сосредоточена в отделе основного книгохранения, газеты и журналы по вопросам техники, сельского хозяйства, музыки, библиографии, иностранная периодика находятся в соответствующих отраслевых отделах библиотеки.

Подсобный фонд отдела небольшой, но очень динамичный. Поступление новых документов происходит каждый день. Ежегодно — это около 2000 новых единиц. Газеты и журналы находятся в отделе от 1 до 5 лет (включая текущий год), все остальные годовые комплекты передаются на длительное хранение (за исключением дублетных, рекламных и разрозненных экземпляров). Скорость кольцевого движения наиболее спрашиваемых изданий очень велика. Так, например, газеты «Советский спорт», «Комсомольская правда», «ВДВ», журналы «Государство и право», «Финансы», «Гео», «Главбух», »Российский экономический журнал» и другие выдаются в течение одного дня многократно.

Для большинства наших посетителей чтение по-прежнему остается необходимым и привычным занятием. Прежде всего — это деловое (или учебное), а уж затем — досуговое, развлекательное. Учитывая статус областной научной библиотеки, это вполне закономерно. Из 260 названий периодических изданий, которые мы получали в 2004 г., лишь 30 являются массовыми, популярными, развлекательными. Некоторые из них мы расположили в открытом фонде. Здесь представлено 20 названий газет в основном тамбовских и 17 названий журналов (в том числе литературно-художественных, полученных по программе Института «Открытое общество». Это позволило расширить информационное пространство для читателей, предоставило им право для самостоятельного выбора. В 2004 г. этим правом воспользовалось более 2-х тысяч человек, а дополнительно им было выдано 14914 экземпляров периодических изданий (из них газет — 9122 ед.). Вернулись мы к такому расположению фонда (от которого были вынуждены отказаться в 1999 году) по одной простой причине, а именно резкому снижению выдачи газет. За 10 лет мы потеряли больше 34 тысяч. Похожая картина наблюдается и с чтением литературно-художественных, литературоведческих журналов. Этот показатель стал меньше на 10 тысяч единиц.

Пик читательского интереса к чтению периодики за последние 15 лет приходится на 1995-1998 гг. В 1999 гг. объем текущего комплектования резко сократился. Количество названий периодических изданий по подписке в отделе периодики уменьшилось в 2 раза. Это не могло не отразиться на наших показателях. Сейчас мы стараемся стабилизировать положение. Расширяем репертуар периодических изданий, вернули свободный доступ к части подсобного фонда, изучаем читательский спрос на периодику, направляем наши усилия на привлечение новых читателей. За последние 3 года отдел стал получать более 30 названий новых газет и журналов, часть которых для подписки рекомендовали наши пользователи. Свое пожелание они отражают, прежде всего, в специальной картотеке, а также в анкетах. Нас не может не радовать положительная динамика роста группы научных работников. С 95 человек в 1990 г. до 280 — в 2004, т.е. в 2,5 раза. Мы провели анализ этой группы за 8 месяцев текущего года. Из 190 человек — 5 докторов наук, 53 кандидата, 98 аспирантов. Чтобы лучше узнать читательские потребности научных работников, мы приступили к анкетированию. Более 30 анкет уже заполнено. Подведение итогов предполагается в конце этого года.

Стабильно растет количество учащейся молодежи, прежде всего за счет студентов гуманитарных специальностей, им мы уделяем особое внимание. С 1996 г. их стало больше на 1 тысячу. Доминирующее положение учащейся молодежи в составе отдела — 62% (а по всей библиотеке 57,8%) не пугает нас. Учащиеся, студенчество, работающая молодежь — это как раз тот потенциал, на который возлагаются большие надежды. Именно они в ближайшее время будут участвовать и уже участвуют в развитии экономики, науки, культуры. Увеличивается число читателей, получающих второе образование или продолжающих учиться в аспирантуре.

Популяризация чтения в молодежной среде — дело непростое, так как «… молодежь стала прагматичной. Духовность, чтение литературы (вообще и художественной в частности) для современных молодых людей — второстепенные ценности. Студенты ориентируются на другие жизненные идеалы. На острие внимания многих — заработок. Они стараются читать лишь то, что нужно для зарабатывания денег…» (Профессор, социолог Анатолий Овсянников). Предлагая те или иные услуги для молодежной аудитории, мы стараемся учитывать их интересы и помнить, что любое наше мероприятие — это посягательство на свободное время юношей и девушек.

Поэтому, приглашая их на творческие встречи, обзоры, экскурсии, стараемся приложить все усилия, чтобы им было интересно, чтобы они захотели встретиться с нами вновь.

Не в лучшую сторону изменилась ситуация в составе пользователей-специалистов. По сравнению с 1997 г. их стало меньше на 11,2%. Нас тревожит снижение числа учителей (на 3,5%), инженерно-технических работников (на 6,8%), экономистов (на 0,8%), рабочих (на 1,8%). В 2006 г. мы планируем проанализировать эти читательские группы, предложить им ответить на вопросы нашей анкеты с целью изучения их читательских потребностей.

Отдел участвует в комплексных информационных мероприятиях, которые проводит наша библиотека для специалистов разного профиля. Например, в «круглом столе» «Библиотеки и правовое просвещение населения» для учителей города (сентябрь 2004 года). Более 40 изданий было представлено из нашего фонда на стендах: «Правовая периодика«, »Правовые центры: опыт и перспективы«. Для участия в Дне бухгалтера (март 2005 года) мы подготовили выставку периодических изданий, обзор и буклет. В апреле текущего года состоялось еще одно масштабное мероприятие в библиотеке — День информации «Новые поступления 2004 года», на котором

всего было представлено 1200 документов (из них 80 — газет и журналов нашего отдела). Просмотр посетило 1216 человек. Среди них преподаватели и учащиеся учебных заведений города, специалисты разного профиля. Вниманию посетителей предлагались консультации, обзоры, беседы. В подобных комплексных мероприятиях обычно принимает участие от 3 до 10 структурных подразделений библиотеки. Такие просмотры, дни информации и дни специалистов значительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престиж библиотеки как социокультурного и информационного центра.

Проблема снижения интереса к книге, чтению давно волнует коллектив отдела периодических изданий. Анализируя информационно-массовую деятельность отдела за последние 15 лет, нельзя не заметить следующей закономерности. Большинство мероприятий служило продвижению периодики в широкие слои населения и особенно молодежи, ее популяризации. Накопился определенный опыт культурно-просветительной, досуговой работы по формированию культуры чтения газет и журналов, читательского вкуса и знакомства с талантливыми авторами современности. О некоторых, наиболее удачных, я хотела бы рассказать чуть подробнее. Отдел проводит регулярно встречи с коллективами редакций газет и журналов. Это традиционная, апробированная форма библиотечной деятельности.

С 1995 по 2005 г. таких встреч было организовано 12 . У нас в гостях были редакции: газет «Наедине», «Новая тамбовская газета», «Тамбовское время», «Литературный премьер-клуб», «Тамбовская жизнь», «Новости» литературного альмана «Пигмалион»; журнала «Кредо» и др. Одно из последних мероприятий (март 2005 г.) было посвящено газете «Тамбовский курьер». Кроме журналистов в зале присутствовали члены общественного совета газеты, постоянные авторы, активные читатели, студенты факультета журналистики. В программу встречи были включены: акция дарения, розыгрыш бесплатной редакционной подписки на газету, награждение победителей конкурса сканвордов. Присутствующие увидели, как на современной компьютерной технике делается газета, верстается номер. Каждый получил только что отпечатанный специальный выпуск. После привычной презентации газеты встреча продолжалась в форме «круглого стола» на тему: «Роль образования, православия, культуры в возрождении духовных ценностей». Каждая подобная встреча — это процесс живого общения и обмена мнениями журналистов и читателей газеты. А мы помогли им встретиться.

Несомненной удачей явился вечер, посвященный московскому журналу поэзии «Арион», который состоялся в октябре 1997 г. В актовом зале библиотеки читали свои стихи Инна Лиснянская, Татьяна Бек, Тимур Кибиров, Алексей Алехин. На выставочных стендах были представлены многочисленные публикации известных поэтов из литературно-художественных журналов, альманаха «День поэзии», сборники стихов. Столичных гостей представлял поэт и ученый-филолог Сергей Бирюков.

Именно он организовал в Тамбове в 1990 г. Международную независимую научно-творческую организацию «Академия Зауми». При Академии существует литературная студия «АЗ», с которой мы сотрудничаем все эти годы. Состав студии все время обновляется — это студенты, учащиеся школ, аспиранты тамбовских вузов, вольные поэты и свободные художники. Они издают газеты, литературные альманахи, участвуют в литературных конкурсах. Например, Елена Владимирова и Екатерина Лебедева участвовали во втором форуме молодых писателей России (14-18 октября 2002 г.), Алексей Шепелев вышел в финал литературной премии «Дебют» (2002), Александр Федулов выступил с докладом на международной конференции-фестивале «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные стратегии». Участники студии «АЗ» организуют открытые заседания, публичные выступления, акции. Некоторые из них проходят в стенах нашей библиотеки, с нашим участием и с нашей помощью. За 10 лет сотрудничества я насчитала около 20 таких встреч, презентаций, авторских вечеров. Назову лишь несколько: «Человеческий голос» — звуковая книга Сергея Бирюкова (февраль 1997 г.); «Поэзия и магия Романа Минаева» — вечер памяти молодого поэта (октябрь 2000 г.); презентация антологии «Нестоличная литература» (март 2002 г.); «Сорок лет на двоих» — творческий вечер Юлии Антоновой и Антона Веселовского (декабрь 2004 г.). 24 марта 2005 года в Международный день поэзии состоялась презентация книги стихов «ReАнимация» Тони Тимченко. Сейчас мы готовим новую встречу. Уверены, что в зале окажутся не только «азовцы», но и члены других литературных объединений и просто любители русской словесности.

Для привлечения внимания жителей города к нашим мероприятиям, к чтению периодики мы неоднократно использовали местные СМИ. Например, участвовали в радиопередаче, посвященной 200-летию А.С. Пушкина (июль 1999 г.). В прямом эфире шел разговор о новых, наиболее интересных юбилейных статьях в периоди-

ке, посвященных поэту. Две публикации в газетах «Тамбовская жизнь» и «Тамбовский вестник» были опубликованы в марте того же года, когда отмечалось 2000-летие введения Христианства. Это сообщение о православной периодике в фонде областной библиотеки и в частности о газете «Тамбовские епархиальные вести». Снимались видеорепортажи о выставках отдела: «Новые материалы о гибели Пушкина», к 70-летию Риммы Казаковой, «Афины — 2004 год». Один из последних был посвящен лауреату Нобелевской премии этого года — драматургу Гарольду Пинтеру (телеканал «Олимп», 18 сентября 2005 г.).

По-прежнему практикуем в работе библиотечные книжно-иллюстративные выставки, которые имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют более наглядно представить ту или иную тему, проблему. Эта форма деятельности дает нам большие возможности для маневра: от экспозиции 2-3 изданий до демонстрации нескольких десятков. Всего за 15 лет мы оформили более 430 экспозиций, треть которых посвящена литературе (русской классике, современным авторам, зарубежным писателям). По статусу большинство из выставок были самостоятельными, тематическими, жанровыми. Например, «Историческая проза на страницах журналов», «Современная публицистика», «О поэтах и поэзии», «Писатели-фантасты о будущем человечества», «Частные мемуары на страницах периодики» и др. Часть оформленных экспозиций сопровождала массовые мероприятия отдела (творческие вечера, встречи, презентации), о которых я говорила выше. Кроме обычных библиотечных витрин, мы использовали стенды, позволяющие более наглядно представить актуальную тему, рекламируемое издание или творчество автора. Так, например, готовясь к встрече с Василием Аксеновым и Игорем Шайтановым (сентябрь 2005 г.), возникло желание показать историю Букеровской премии, проследить ее развитие, представить зрителям всех лауреатов. Это более 30 экспонатов: портретов, статей из газет и журналов, буклетов. Намного интереснее они смотрелись на таком стенде. Экспозиция привлекла внимание посетителей, а некоторые материалы заинтересовали даже Василия Павловича и Игоря Олеговича. Прежде чем мы научились оформлять такие выставки, мы немало экспериментировали. Экспозиции «Силуэты старого города» (фотографии Тамбова), «Пушкин — сказочник глазами русских художников» (репродукции, открытки), «Мир глазами ребенка» (работы учащихся ДХШ № 2) пользовались большим вниманием у посети-

Опытом работы с периодическими изданиями мы многократно делились со своими коллегами, выступали перед библиотекарями городских, районных, сельских филиалов на семинарах. Выезжали

в Уваровскую, Сосновскую ЦБС. Встречались со школьными библиотекарями Тамбовского района. Дважды публиковались в сборнике «Библиотеки Тамбовской области», вып.1,2. Многочисленные встречи с читателями проходили как в стенах библиотеки, так и в школьных классах, студенческих аудиториях, в различных учреждениях города. Всего проведено за 15 лет 152 обзора, из них более 100 - на литературные темы. Последняя из которых — «Литературные премии …года». В течение 6 лет мною были подготовлены обзоры материалов из периодических изданий о лауреатах Нобелевской, Букеровской (Лондон), Государственной премии РФ, Букер — Открытая Россия, Пушкинской, имени Юрия Казакова, Булата Окуджавы, Сергея Довлатова и др. Мои слушатели: коллеги по работе, студенты гуманитарных факультетов (филологии, связи с общественностью), учащиеся школ № №28,33, учителя русского языка и литературы. Только в текущем году проведено 7 обзоров, на которых присутствовало около 300 человек. На выставочных стендах были представлены одновременно до 60 экспонатов: оригинальные статьи из периодики, ксерокопии, портреты писателей, книги. Рассказывая о произведении-лауреате, я предлагаю слушателям различные источники: журнальный вариант, отдельную книгу, только что поступившую в фонд библиотеки, другие произведения этого автора. Например, рекламировала четырехтомник «Проза новой России» (издательство «Вагриус»), который вышел массовым тиражом и поступил во многие библиотеки области. С удовольствием использую мультимедийные иллюстрации во время проведения обзоров. Предлагала посмотреть фрагмент из кинофильма «Жестокий романс», когда звучит известный, всеми любимый романс «Мохнатый шмель». Лауреат Государственной премии РФ 2003 г. поэт и переводчик Григорий Кружков — автор перевода баллады Киплинга «За цыганской звездой». Именно эти стихи использовали авторы фильма. Видеокассета представлена сектором новой литературы. Мне удалось сделать запись нескольких голосов поэтов: Беллы Ахмадулиной, Инны Лиснянской, Ирины Ермаковой. Их мне помогли найти коллеги из отделов: музыкально-нотного и автоматизации. Мы использовали возможности фонотеки и Интернета. Все это позволяет делать общение с читателями более эмоциональным, ярким, запоминающимся.

Наши сегодняшние мероприятия, конечно же, отличаются от подобных 15-летней давности: меняется время, меняемся мы, меняются наши слушатели, зрители, читатели. Существенно измени-

лись и источники информации. Сейчас много говорят о новой форме чтения — электронной книге (газете, журнале). Все чаще речь идет о полном вытеснении в ближайшее время традиционной бумажной литературы экранными текстами. Хотя, по-моему, у бумажного издания есть и остаются несомненные преимущества. Например, журнал или газету можно взять в руки в любой момент, в любой обстановке. Читать, перечитывать, просто листать наугад. Но время не остановишь, глупо не замечать происходящего. Пусть будет и то и другое. Главное, чтобы неизменным остался интерес к литературе, культуре и чтению. Нельзя не согласиться с афоризмом: «Если люди перестанут читать, они перестанут думать».

Библиотека: исторический аспект и современное состояние [Текст]: материалы науч.-практ. конференции / Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; сост. Л.Н. Патрина. — Тамбов, 2005.