Таможенная статистика внешней торговли товарами. Таможенная статистика внешней торговли рф. Где бесплатно публикуется официальная таможенная статистика

11.01.2024

ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - статистика, основанная на таможенном учете ввоза и вывоза товаров и транспортных средств. Основным документом для регистрации перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ является . В ТК таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику. Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями ТК о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной (ст. 214 ТК). За правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики, которые одновременно являются нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с ТК (ст. 215 ТК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА" в других словарях:

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - (CUSTOMS STATISTICS) составная часть ст ки внешнеэкон. связей, осуществляющая учет экспорта и импорта товаров. В России основной первичный документ Т.е. Грузовая таможенная декларация (ГТД). ГТД поступают непосредственно от таможен или через… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

    Сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны, а также представление и публикация данных таможенной статистики. См. также: Статистика внешнеэкономических связей Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Юридическая энциклопедия

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - (см. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА) …

    Таможенная статистика внешней торговли РФ - 1. В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и … Официальная терминология

    Отрасль государственной статистики; ведется в соответствии со ст. 112 ТК и иными актами законодательства РФ по таможенному делу. При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость данных и… …

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ - сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу данной страны, а тж. представление и публикация данных таможенной статистики; ведется в целях обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

    Таможенная статистика, которую ведут таможенные органы РФ наряду с таможенной статистикой внешней торговли в порядке, определяемом ГТК в целях обеспечения решения иных задач, возложенных на таможенные органы РФ (ст. 213 ТК) … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Специальная таможенная статистика - в РФ сведения таможенных органов, используемые в целях обеспечения решения специальных задач, возложенных на эти органы, и собранные в порядке, определяемом ГТК РФ. См. также: Статистика внешнеэкономических связей Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Таможенная статистика. Учебник , Пожидаева Елена Сергеевна. Исследованы методологические принципы таможенной статистики внешней и взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза, рассмотрены вопросы организации и ведения…

Информационные технологии в таможенном деле

1. Информационные системы и информационные -технологии в таможенном деле

Этим вопросам посвящена глава 40 ТК РФ (ст. 423 - 427), положения которой отражают современные тенденции развития общества и государст­ва, возросшую роль информации в деятельности всех органов государствен­ной власти, в том числе таможенных.

Таможенные органы осуществляют разработку, создание и использова­ние информационных систем, информационных технологий и средств их

обеспечения.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Правомо­чия собственника осуществляются ФТС России, которая устанавливает по­рядок формирования и использования информационных ресурсов таможен­ных органов, определяет требования к документированию такой информа­ции.

Согласно статье 427 ТК РФ защита информации и прав субъектов, уча­ствующих в информационных процессах и информатизации, соответствие уровня защиты информации определяемой категории информации и кон­троль за соблюдением требований к защите обеспечиваются таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

1. Понятие, цели и виды таможенной статистики -внешней торговли

Таможенная статистика является одним из элементов таможенного де­ла в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. С ее по­мощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфе­ре и т.д.

Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных орга­нов. Она осуществляется в соответствии с ТК РФ (ст. 26-28) и иными нор­мативно-правовыми актами.

Целями таможенной статистики являются:

Обеспечение высших органов государственной власти, иных государ­ственных органов полной, достоверной и своевременной информацией о со­стоянии внешней торговли Российской Федерации;

Контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных по­шлин, налогов;

Анализ состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и состояния российской экономики в целом.

Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт то­варов в их количественном и стоимостном выражении, а также географиче­ская, направленность экспорта и импорта.



Федеральная таможенная служба определяет объекты статистическо­го наблюдения и учета стран - торговых партнеров по импорту и экспорту и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней тор­говли.

Наиболее полно количественный учет отражает объемы международ­ного товарооборота. Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает стоимостную оценку. Данные таможенной статистики представляются в форме кварталь­ных и годовых публикаций. Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения таможенных органов России.

Специальная таможенная статистика - это совокупность данных, ха­рактеризующих итоги деятельности отдельных таможенных органов как в целом, так и на отдельных направлениях их деятельности по оперативным, экономическим и правоохранительным составляющим, куда входят следую­щие объекты изучения:

Статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;

Статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль та­моженных платежей в формировании доходной части федерального бюд­жета;

Статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении в привязках к срокам поступле­ния и суммам валютной выручки;

Статистика конфискатов, характеризующая количество случаев на­рушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;

Статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных с территории России и, наоборот, пропущенных на нее;

Статистика международных перевозок, отражающая учет транспорт­ных средств, пересекающих границу России как на въезд, так и на выезд;

Статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу России.

Как правило, данные специальной таможенной статистики используют­ся таможенными органами при подготовке справочно-аналитических мате­риалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информацион­но-аналитических материалов для информирования о деятельности тамо­женных органов федеральных, а в необходимых случаях - местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информа­ции.

2. Страны происхождения товара

Таможенная политика любого государства по отношению к различным странам не одинакова. Связано это со многими факторами, в том числе с преференциями и запретами на ввоз (вывоз) товаров из какого-либо госу­дарства, которые установлены в конкретной отдельно взятой стране. Анало­гичная ситуация характерна и для России.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России, производится с учетом таких характеристик товара, как страна его происхождения и классификационный код, присваиваемый това­ру в строгом соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Обязанность четко определять эти два важных свой­ства товара вызвана необходимостью применения мер таможенно-тарифно­го регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соот­ветствии с российским Законодательством о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности, и зависит от страны происхождения товаров.

В главе 6 ТК определен порядок определения этих характеристик. Так, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соот­ветствии с критериями или в порядке, установленными Таможенным кодек­сом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься груп­па стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, ес­ли имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В то же время товарами, полностью произведенными в данной стране, согласно статье 31 ТК РФ считаются:

Полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее терри­ториальном море или на его морском дне;

Продукция растительного происхождения, выращенная или собран­ная в данной стране;

Животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

Продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней живот­ных;

Продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного про­мысла в данной стране;

Продукция морского рыболовного промысла и другая продукция мор­ского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из выше­перечисленной продукции;

Продукция, полученная с морского дна или из морских недр за преде­лами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

Отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производ­ственных или иных операций по переработке в данной стране, а также быв­шие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные толь­ко для переработки в сырье;

Продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является го­сударством регистрации соответствующего космического объекта;

Товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышепе­речисленной продукции.

В отношении определения критериев переработки действуют следую­щие правила: если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осущест­влены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отве­чающие критериям достаточной переработки (ст. 32 ТК РФ).

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны осо­бенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на тамо­женную территорию России, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результа­те осуществления операций по переработке или изготовлению товаров про­изошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Таким образом, законодатель отсылает нас к одному из основополагающих таможенных документов - ТН ВЭД при определении степени переработки товара.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии доста­точной переработки:

Выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

Изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости ис­пользованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро­ванной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Помимо того, Кодекс устанавливает ряд случаев, когда действия, про­изведенные над товаром, не отвечают критериям достаточной переработки.

К ним относятся:

Операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения

или транспортировки;

Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деле­ние партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

Простые сборочные операции и иные операции, осуществление кото­рых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемо­му Правительством РФ;

Смешивание товаров, происходящих из различных стран, если харак­теристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Установлены некоторые особенности определения страны происхожде­ния товаров (ст. 33 ТК РФ). Так, товары в разобранном или несобранном ви­де, поставляемые несколькими партиями по причине невозможности их от­грузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.

Принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что эти принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Рос­сии, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключе­нием случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от това­ра. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товаров.

По общему правилу, закрепленному в статье 35 ТК РФ, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить деклара­ция о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при ус­ловии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну проис­хождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться ком­мерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изгото­вителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Согласно статье 37 ТК РФ представление документа, подтверждающе­го страну происхождения товаров, не требуется, если:

Ввозимые на таможенную территорию России товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным орга­ном обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров являет­ся страна, товары которой запрещены к ввозу в Россию или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами России или российским законодательством;

Общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через тамо­женную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же спосо­бом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 тыс. руб.;

Товары перемещаются через таможенную границу физическими ли­цами в соответствии с главой 23 ТК РФ и др.

На практике с необходимостью указания страны происхождения товара чаще всего сталкиваются компании, осуществляющие систематические опе­рации по ввозу-вывозу товара на территорию России, в то время как физи­ческие лица, перевозящие товары в сопровождаемом багаже, в большин­стве своем избавлены от этого.

Согласно требованию Таможенного кодекса товары при их деклариро­вании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении то­варов определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД

ТН ВЭД утверждается Правительством РФ исходя из принятых в меж­дународной практике систем классификации товаров. Он представляет со­бой своего рода справочник, в котором содержатся названия всех возмож­ных товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие груп­пы и подгруппы. Каждой группе (подгруппе) соответствует определенный числовой код, которые в совокупности и составляют классификационный код конкретного товара, пересекающего таможенную границу России. В за­висимости от этого классификационного кода лицо, перемещающее товар, обязано уплатить соответствующие налоги и сборы, представить необходи­мые разрешительные документы. Кроме того, наличие классификационного кода облегчает таможенным органам осуществление учета ввозимых (выво­зимых) товаров.

Таким образом, ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможен­но-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной ста­тистики внешней торговли России.

3. Товарная номенклатура

внешнеэкономической деятельности

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утвер­ждается Правительством РФ исходя из принятых в международной прак­тике систем классификации товаров и регулируется Таможенным кодек­сом (ст. 39 - 44).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - .это классификатор, который применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внеш­ней торговли.

От ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельно­сти, классификации и кодирования товаров зависит обоснованное начисле­ние и взимание таможенных платежей. В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваивают­ся специальные коды. Кодовая система классификатора позволяет давать необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, передачи и по­следующей обработки.

Таможенные органы России осуществляют ведение ТН ВЭД СНГ, а именно:

Обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями междуна­родной основы ТН ВЭД международными пояснениями и другими решения­ми по толкованию этой основы;

Приводят ТН ВЭД СНГ в соответствие с международной основой;

Разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толко­ванию ТН ВЭД СНГ и обеспечивают их опубликование;

Осуществляют иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.

Итоговая информация по товарной структуре внешней торговли пред­ставляется в ежеквартальных бюллетенях и ежегодных сборниках «Тамо­женная статистика внешней торговли Российской Федерации».

.Участие Российской Федерации

История таможенной статистики

Таможенная статистика внешней торговли России имеет довольно долгий путь становления. Однозначно определить дату ее зарождения невозможно, однако в 1693-1694 гг. были созданы первые таможенные книги, которые дают полную и развернутую картину внешней и внутренней торговли в конце XVII в.

Современная таможенная статистика входит в состав таможенного дела в Российской Федерации (РФ), изучает и анализирует количественную сторону явлений и процессов, которые происходят во внешней торговле.

Одними из главных направлений таможенной статистики являются: оперативный учет таможенных платежей, борьба с контрабандой, валютный контроль, неторговый оборот и отслеживание нарушений в области таможенных правил.

Замечание 1

Таможенная статистика ВЭД является важной составляющей общей статистики России.

Задачи и цели таможенной статистики

Замечание 2

Основная задача таможенной статистики заключается в предоставлении информации о том, как развивается внешнеэкономическая деятельность страны. Объектами ее учета выступают товары и услуги, которые составляют экспорт и импорт страны.

В состав статистики внешнеэкономических связей входят:

  • таможенная статистика,
  • статистика услуг.

В свою очередь таможенная статистика делится на:

  1. таможенную статистику внешнеэкономических связей,
  2. специальную таможенную статистику.

Предметом изучения таможенной статистики является статистика внешней торговли, внешнеторговый оборот в стране, количественное соотношение экспорта и импорта в стране в стоимостном выражении, в том числе изучение географии экспорта и импорта. Другими словами, таможенная статистика изучает страны экспорта и импорта, в том числе возможно потенциальные страны. Изучение экономической составляющей других стран, позволяет помочь в определении потенциальной возможности дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.

На основании таможенной статистики выявляются страны, связи с которыми неблагоприятно сказываются на экономическом состоянии страны. Поэтому в дальнейшем на основании анализа таможенной статистики происходит разрыв таких связей или введение санкций.

Органы таможенного контроля собирают и обрабатывают сведения о перемещаемом через таможенную границу товаре, и осуществляют публикацию данных таможенной статистики для обеспечения высших органов власти необходимой информацией о состоянии внешней торговли России ее торгового и платежного баланса.

Для таможенной статистики характерны свои цели, соответствующие поставленным задачам. Целями таможенной статистики являются:

  1. контроль поступлений в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов,
  2. обеспечение высших органов власти и иных государственных органов необходимой статистической информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации,
  3. формирование отчета и анализ состояния Российской Федерации ее платежных балансов и экономики в целом.

Анализу в таможенной статистике подвергаются объекты наблюдения. Под объектами наблюдения в таможенной статистике понимают экспортные и импортные товары, которые импортер или экспортер указывает в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, используемой при декларировании товара в тот или иной таможенный режим.

Основная деятельность таможенной статистики - это анализ поступающих данных от таможенных органов. Помимо основной деятельности в сферу таможенной статистики входит второстепенная деятельность. Специалисты таможенной статистики ведут учет следующих данных:

  • информации о ввозимом и вывозимом немонетарном золоте, серебре и прочих драгоценных металлов, которые не выступаю платежным средством,
  • информации о ввозе и вывозе ценных бумаг, банкнот, которые не находятся в обращении,
  • учет товаров, которые предоставляются в фонды технической поддержки ООН или в безвозмездном виде в качестве даров или иной помощи,
  • учет проданного и закупленного бункерного топлива, и прочих продовольственных материалов для отечественных судов, самолётов и грузового транспорта,
  • учет товара, который арендуют на срок более одного года с полной стоимостью, если расчет идет по полной стоимости в момент ввоза или вывоза товара.

Объекты для наблюдения определяет Государственный таможенный комитет. Под объекты таможенной статистики попадают товары, подлежащие статистическому наблюдению и учету. Помимо этого, данный комитет определяет порядок и методы учета стран-партнёров, с которыми происходит взаимодействие по вопросам импорта и экспорта. Специалисты комитета определяют порог в статистическом наблюдении и прописывают перечень обязательных показателей, которые учитываются в таможенной статистике.

Методы учета таможенной статистики

Самый точный метод в таможенной статистике – это количественный метод, который наиболее полно отражает объемы международного товарооборота. Количественный учет ведут по весу нетто.

Определение 1

Вес нетто – это чистый вес товара, который учитывается без внешних и внутренней тары.

Помимо этого, на статистическую оценку влияет стоимостная оценка. Статистические наблюдения производят на основе ввозимого и вывозимого товара с территории государства, анализу подвергается таможенная декларация, в которой указывается подробная информация о товаре.

Уникальность сбора статистических данных заключается в том, что при заполнении декларации используют цифровые коды, которые позволяют автоматизировать учет данных. Учет товаров происходит по стране, из которой он был доставлен. Если в процессе экспорта или импорта страну не удалось выяснить страну, то экспорт отражают по стране продажи, импорт по стране покупки соответственно.

Определение 2

Под страной продажи или покупки понимают территорию, где фактически находится организация или фирма, осуществившая продажу или покупку товара, вне зависимости от ее национальной принадлежности.

Таможенная статистика очень важная составляющая для любой страны. Корректная работа данного государственного органа позволяет в дальнейшем проанализировать внешнеэкономическую деятельность страны.

Внешнеторговая деятельность является важнейшей составляющей экономики любого государства. Количественные показатели динамики движения через границу изучает таможенная статистика. Она является эффективным инструментом анализа ситуации на внешнеэкономическом рынке.

Значение ТСт

Отслеживание внешнеторговых операций необходимо:

  • для формирования единой торговой политики государства в отношении других стран;
  • обеспечения безопасности в сфере национальных интересов;
  • контроля над опасными видами оружия.

Задачи таможенной статистики определяются нормативными документами государства и заключаются:


  • при анализе конъюнктуры ;
  • при подготовке отчетности о деятельности профильных служб.

С 2004 года существует четырехуровневая система организации таможенной статистики:

  • федеральный уровень представлен Управлением с Центром ТСт;
  • отделы ТСт в регионах;
  • статотделы сбора на каждой таможне;
  • функция сбора первичной информации на проверочных постах.

Объекты таможенной статистики включают:

  • параметры товарных потоков в количественных и ценовых характеристиках;
  • географическую ориентированность товарных потоков;
  • изучение ряда специальных показателей.

Цели таможенной статистики состоят в предоставлении госорганам полной информации в сфере внешней торговли. С учетом цели выделяют два обширных направления. Задачи таможенной статистики внешней торговли:

  • подготовка достоверной информации;
  • анализ главных трендов и структуры товарных потоков в зависимости от состояния макроэкономики;
  • подготовка аналитических данных для разработки способов регулирования ВЭД.

Специальная таможенная статистика занимается сферой:

  • таможенных платежей;
  • перемещения транспорта и граждан через границу;
  • особенностей декларирования;
  • проблем валютного контроля.

Анализ полученной информации позволяет:

  • оптимизировать структуру таможенных служб;
  • упростить порядок прохождения процедур;
  • усилить противодействие нарушениям.

Метод таможенной статистики соответствует единой методологии ТС. Он преимущественно зависит от принципа учета: в общей или специальной системе. Первый вариант – регистрация товаров происходит во время пересечения государственной границы. Второй вариант – при прохождении таможенной границы.

Ведение таможенной статистики внешней торговли учитывает нормативную базу ООН и обеспечивает сопоставимость показателей с данными международной учетной системы. Ввоз/вывоз товаров учитываются по общей системе. При определении количественных параметров товара используется вес нетто, более удобный в применении.

Показатели таможенной статистики используют вес брутто при отгрузке товара для указания общего объема поставок. Что касается стоимостных показателей:

  • экспортный товар учитывается по ценам ФОБ;
  • импортная продукция регистрируется по ценам СИФ.

Определение стоимости

Статистика таможенной стоимости имеет особое значение, так как является основой для расчета налоговой базы. Таможенным соглашением стран ЕАЭС устанавливается определение показателя по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Так оценивается более 90% экспортно-импортных операций в мировой практике. Статистика таможенных сборов характеризует состояние фискальной деятельности ТС и служит основой:

  • для планирования резервов отчислений в бюджет;
  • разработки стратегии регулирования внешнеторгового оборота.

За 2016 год в бюджет поступило 4,4 трлн. руб. таможенных платежей. Таможенная статистика показывает, что доля составила 2,09 трлн. руб. Доля – 2,31 трлн. руб. Изменение структуры платежей связано:

  • со снижением экспорта в денежном выражении;
  • с переносом налоговой нагрузки на нефть из сферы экспортных пошлин по ее добыче.

База данных

База таможенной статистики преимущественно формируется из грузовых деклараций, оформляемых на товар. В таможенной декларации фиксируется:

  • производитель, отправитель, получатель товара;
  • стоимость товарной партии;
  • количество или объем груза;
  • дата составления декларации.

Таможенная статистика ГТД содержит данные по всем операциям по ВЭД, которые прошли через ФТС:

  • с реквизитами организаций из базы данных Росстата;
  • расширенным описанием товара;
  • данными по странам.

Данные таможенной статистики содержат также код номенклатуры – ТН ВЭД. Он применяется для единой классификации товаров участниками внешнеторговых операций в странах ЕАЭС. Наличие кода ТН ВЭД упрощает расчет таможенных платежей.

Использование базы ВЭД

База данных таможенной статистики позволяет провести исследование рынка:

  • по сезонной структуре товарных потоков;
  • размерам экспорта-импорта по заданной товарной группе;
  • динамике и условиям поставок;
  • колебаниям ;
  • транспортной направленности.

Таможенная статистика ВЭД помогает разработать стратегию внешней . Она отслеживает информацию:

  • о компаниях-конкурентах, осуществляющих операции на внешнем рынке, и их контрагентах;
  • о , участвующих в финансовых сделках;
  • о товарах, пользующихся наибольшим спросом.

Сайт таможенной статистики предоставляет свободный доступ к информации, которая требуется при анализе структуры экспорта/импорта. Данные можно посмотреть за последние три года. Сведения по субъектам РФ располагаются на региональных сайтах.

Платные услуги

Анализ таможенной статистики играет важную роль в деятельности – участников внешней торговли. Однако разобраться в структуре данных достаточно сложно. Проще заказать платную услугу «Таможенная статистика онлайн» по составлению отчета за требуемый период.

Подобные услуги предоставляет компания «Мониторинг-ВЭД». База данных ГТД будет предоставлена с гарантией полноты и достоверности информации. Преимущества сотрудничества с компанией:

  • таможенная статистика импорта/экспорта каждую неделю обновляется;
  • отчеты представляют собой развернутый обзор с расширенными данными;
  • уровень сложности заказа не имеет значения;
  • умеренные цены.

Чтобы оценить качество работы можно заказать бесплатный отчет по собственной организации. Статистика таможенных услуг условно делит их на государственные и частные. Первые включают:

  • обслуживание реестров участников ВЭД;
  • информационные и консультационные услуги;
  • вопросы о принятии предварительных решений;
  • услуги таможенного агента.

К частным услугам относится:

  • консалтинг;
  • складирование и хранение груза;
  • вопросы сертификации.

Особенности торговли в ЕАЭС

Формирование таможенной статистики должно происходить по принципу зеркального отражения. Объем импорта и экспорта должны быть равны. Однако существует принцип взаимной торговли, который касается торговых операций, совершаемых между странами ЕАЭС.

Таможенная статистика взаимной торговли ведется обособленно, уполномоченными органами стран ЕАЭС. В России учет операций взаимной торговли осуществляет Росстат. Собранные сведения по согласованному перечню показателей передаются в департамент статистики ЕАЭС.

Система контроля

Важной частью международной торговли является таможенный контроль. Статистика свидетельствует об эффективности новой системы учета. Система основана на принципе управления рисками. Вся товарная продукция, ввезенная на территорию страны, считается находящейся под таможенным контролем в течение трех лет. За январь-март 2017 года было проведено 1025 проверок. Бюджет получил дополнительные начисления в размере 1,4 млрд. руб.

Статистика таможенных правонарушений занимается анализом и профилактикой . За первые три месяца 2017 года было выявлено:

  • административных правонарушений – 1399;
  • уголовных – 99.

Создание единой информационной системы ФНС и ФТС позволяет отслеживать перемещение товаров с момента пересечения границы. В 1 квартале 2017 года взыскано 266 млн. руб.

Федеральная таможенная статистика отмечает:

  • ускорение процедуры декларирования;
  • снижение риска ввоза на территорию страны контрафактной продукции;
  • недобросовестные участники ВЭД начинают покидать рынок.

Показатели 2017 года

Показатели статистики Таможенного союза за 8 месяцев составили 34 млрд., что на 27,5% больше, чем в 2016 году. Из них:

  1. Армения – 317,4 млн.
  2. Беларусь – 8,8 млрд.
  3. Казахстан – 3,2 млрд.
  4. Кыргызстан – 384,3 млн.
  5. Россия – 21,3 млрд. долларов.

Статистика взаимной торговли Таможенного союза в процентном отношении:

Таможенная статистика ЕАЭС демонстрирует незначительное увеличение показателей по пропорциям во взаимной торговле в 2017 году. Удельный вес валовых показателей в общем объеме внешней торговли:

Структура взаимной торговли в ЕАЭС:

  • минеральное сырье – 27,9%;
  • и оборудование – 17,7%;
  • сельскохозяйственное сырье и продукты – 15,4%;
  • металлопродукция – 13,2%.

Статистика таможенных органов отмечает, что основная часть поставок минеральных продуктов идет из России. На ее долю приходится более 84%. Она лидирует также по продажам на рынке ЕАЭС:

  • машины и оборудование – 55%;
  • продукция химических отраслей – 63,5%;
  • металлы и изделия из них – 61,4%.

Статистика таможенной службы демонстрирует изменение динамики экономического развития стран ЕАЭС. За период с января по сентябрь 2017 года вырос общий показатель ВВП на 1,9%. По странам:

  1. Армения – на 5%;
  2. Белоруссия – на 1, %;
  3. Казахстан – на 4,3%;
  4. Кыргызстан – на 5%;
  5. РФ – на 1,6%.

Беларусь на рынке ЕАЭС

На общий рынок более всего ориентирована Беларусь. Таможенная статистика РБ показывает, что темпы роста объемов торговли (экспорт/импорт) за 9 месяцев 2017 примерно составляют 123,2% и 124,0%. В общем объеме преобладают торговые отношения с Россией:

  • экспорт увеличился на 21%;
  • импорт – на 23,8%.

Таможенная статистика Республики Беларусь в 2017 году демонстрирует улучшение показателей экспорта несырьевой продукции на общий рынок. Объем увеличился на 24,4% в стоимостном выражении. Увеличение объемов экспорта исправило ситуацию в промышленном производстве. Его показатели выросли на 6,1%.

Таможенная статистика Беларуси показывает, что основную часть взаимной торговли обеспечивают крупные промышленные предприятия. На их долю приходится 65% экспорта и 63% импорта продукции.

Казахстан на общем рынке

Таможенная статистика Казахстана в 2017 году показала значительный рост объемов торговли на рынке ЕАЭС. За 9 месяцев показатели увеличились на 30%. Таможенная статистика РК отмечает также увеличение экспорта во внешней торговле товарами за пределами ЕАЭС. Прирост составил 31,1%. На общем рынке основным партнером Казахстана является Россия. На ее долю приходится:

  • 88,6% экспорта;
  • 93,5% импорта на единый рынок.

Показатели РФ

Таможенная статистика Российской Федерации характеризует индекс интенсивности взаимной торговли, как самый высокий среди членов ЕАЭС. За 9 месяцев 2017 года объем внешнеторговых операций на рынке увеличился на 27,5%. Таможенная статистика РФ отмечает среди основных ее торговых партнеров:

  1. Беларусь – 56,4% экспорта и 68,8% импорта.
  2. Казахстан – 36,2% экспорта и 27,5% импорта.

Таможенная статистика России показывает рост показателей взаимной торговли:

  1. Беларусь – на 23,3%;
  2. Казахстан – на 35,6%;
  3. Армения – на 26,9%;
  4. Кыргызстан – 31,7%.

Общий товарооборот на едином рынке в январе-сентябре 2017 года составил 37581,6 млн. . Таможенная статистика внешней торговли выросла на 25,1%.

Основную часть экспорта в 2017 году составили товары топливно-энергетической группы. Их объем вырос:

  • в денежном выражении – на 27,1%;
  • в физическом – на 1,7%.

Новая отчетность

В конце января 2017 года вступили в силу изменения в ТК РФ. Теперь каждый участник внешнеторговой деятельности обязан представлять в отдел таможенной статистики новую форму отчетности с параметрами перемещения товара.

За невыполнение сроков и условий сдачи отчетной документации нарушителей ждет штраф. Размер взыскания для организаций – 20–50 тыс. руб. Сумма увеличивается вдвое при повторном нарушении.

Форму отчетности можно заполнить на официальном сайте во вкладке «Таможенная статистика – личный кабинет» после регистрации пользователя. На представление документа дается 8 рабочих дней следующего месяца. Документально подтверждать указанные цифры не нужно.
Таможенная статистика Таможенного союза формируется на основании показателей регулярной отчетности, поступающей от участников рынка.

Статистическое декларирование – это представляемая статформа в таможню с целью учета перемещения груза при обоюдном товарообороте между Российской Федерацией и странами, входящими в членство Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Основания:

  1. ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (гл. 49 289-ФЗ);
  2. Постановление "Об организации ведения статистики..." (Постановление № 1329).

Кто обязан сдавать таможенную статформу

Лица, представляющие Россию (далее заявитель), заключающие договор от лица или по соглашению лица, заключившего договор на ввоз товаров в РФ с территории стран членов ЕАЭС или транспортировку груза за пределы РФ на территорию стран-членов ЕАЭС, обязаны заполнить и сдать в таможню форму учета перемещения товаров.

На сегодняшний день такими странами являются:

  • Армения;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия.

Декларацию обязаны подавать лица (представители РФ), которые на период приемки (ввоза товара) или транспортировки товара за пределы РФ (вывоза товара) имели права использования полномочий или права распоряжения грузом, а именно:

  • если заключили сделку о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС (вывозе товаров из России в страны ЕАЭС);
  • если от их имени (по их поручению) заключена такая сделка;
  • если сделка не заключалась, но им принадлежит право владения, пользования и (или) распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами.

Кому и когда сдается таможенная статистика

Статистическая форма (образец) заполняется и подается в таможенные органы РФ. Данная форма также заполняется на:

  • временно ввозимые и вывозимые товары (в отношениях РФ – члены ТС) на срок более 1 года;
  • товары, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций,
  • товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований (в отношениях РФ – члены ТС).

Заполнение и подача статистической формы осуществляется резидентом РФ, заключившим сделку. Также статистические данные может подавать лицо, которое имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами. Статистическая форма подается не позднее 8 рабочих дней, следующих за отчетным периодом (отчетный период – 1 месяц). Она может подаваться или по каждой отдельной поставке, или по итогам поставок в этом периоде. В одной статистической форме указываются сведения о товарах, перемещаемых в отчетном месяце от одного отправителя в адрес одного получателя в рамках одного контракта (договора), при его наличии.

Способы подачи статформы в таможню

Статистическую форму учета перемещения товаров можно предоставить следующими способами:

  • Заполнить ее электронно на сайте Таможенной службы распечатать, заверить печатью, подписью и направить в таможенный орган;
  • При наличии электронной подписи, выданной в таможенных органах, возможен полный процесс электронного заявления.

Штрафы

Валерия Булавкина (Яренкова), бухгалтер Firmmaker: "Ответственность за сроки подачи и достоверность данных формы перемещения товаров через границу несет заявитель. До 2017 года таможенные органы за 2 месяца должны были успеть выявить нарушение и сообщить о нем в Росстат, который должны был успеть вынести постановление о привлечении к ответственности. Сейчас штрафовать сможет сама таможня в течение года".

Экспортеры и импортеры, торгующие со странами ЕАЭС, могут быть оштрафованы, если статистическая форма учета перемещения товаров:

  • не представлена;
  • несвоевременно представлена;
  • содержит недостоверные сведения.
Ответственность Было до 2017 года Стало с 29.01.17
Статья Непредоставление первичных статистических данных (ст. 13.19. КоАП РФ) Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статформы (ст. 19.7.13. КоАП РФ)
Орган Росстат на основании информации, полученной от таможенных органов (ст. 23.53 КоАП РФ) Таможенные органы (ст. 23.8 КоАП РФ)
Срок давности привлечения к ответственности 2 месяца 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ)
Штраф первичный для организации 20-70 тыс. руб 20-50 тыс. руб.
для ИП 10-20 тыс. руб. 20-50 тыс. руб.
для руководителя 10-20 тыс. руб. 10-15 тыс. руб.
Штраф повторный для организации 100-150 тыс. руб. 50-100 тыс. руб.
для ИП 30-50 тыс. руб. 50-100 тыс. руб.
для руководителя 30-50 тыс. руб. 20-30 тыс. руб.

Заказать таможенную статформу

Для формирования статформы нашими специалистами Клиенту необходимо будет предоставить следующий пакет документов, по которым был совершена сделка по внешнеэкономической деятельности:

  • Договор (Контракт);
  • Товарные накладные;
  • Счета-фактуры;
  • СМР (товарно-транспортная накладная);
  • Уникальный номер договора или контракта (представляется, если сумма общей стоимости товаров по одному договору за отчетный период достигает или превышает - импорт 3 млн рублей, экспорт 6 млн. руб).

В перечисленных документах должна обязательно содержаться следующая информация: коды ТН ВЭД ЕАЭС (10 цифр), страна происхождения товара, масса (нетто) товара, единица измерения декларируемого товара, дата принятия/отправки груза, номер декларации на товары (если товар произведен вне территории стран ЕАЭС, формат код ТО/дата/номер - 8/6/7 цифр).

Как мы работаем

  1. Клиент присылает нам информационную карту (реквизиты) компании предприятия и необходимые документы по экспортно-импортным сделкам (файл xls или накладные). Первый раз это удобно сделать через обратную связь, позже мы закрепим конкретного специалиста;
  2. Мы связываемся, уточняем, сообщаем стоимость, подготавливаем и подписываем договор;
  3. Получаем полную предоплату и начинаем работу;
  4. Итогом работы является загрузка статформы через Личный кабинет участника ВЭД на портале ФТС, передача готовой статформы Клиенту и подписание Акта оказанных услуг.

Если у Клиента нет ЭЦП для подписания отчета на портале ФТС, то статформу необходимо предоставить в таможенный орган лично или по почте заказным письмом.

Ежемесячно мы успешно сдаем таможенную статформу компаниям по всей России, которые решили передать эту функцию на аутсорсинг, не терять время и защитить себя от штрафов.

Стоимость услуги

Стоимость услуги Фирммейкер по составлению таможенной статформы зависит от количества кодов ТН ВЭД и наличия Декларации на товары (ГТД).

Если строчек немного и отсутствует Декларация на товары, то стоимость составляет от 500 (пятьсот) рублей за отчет (1 договор = 1 статформа).

А при наличии Декларации на товары стоимость отчета обычно составляет от 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей в зависимости от сложности и полноты представляемых документов, в сложных случаях общая стоимость отчетов может доходить до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, на его подготовку требуется время.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter