Скачать презентацию буква г звуки. Презентация "Звуки и буква Г" презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. V. Динамическая пауза

24.04.2024

Открытый урок в 1 А классе

Учитель: Музалевская Г.Ф.

Тема: Звуки[г] [г’]. Буквы « Г, г».

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками (г, г) и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: находить закономер­ность изменения слов в столбиках и продолжать ее, объяснять происхождение слов (названий грибов), читать стихотворение по ролям, воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками.

Личностные: приобретают устойчивый интерес к изучению нового; оценивают трудность предлагаемого задания.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получе­ния ее результата.

Познавательные:

общеучебные - воспроизводят информа­цию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, необходимую для реше­ния учебной задачи; логические - характеризуют звуки [г], [г’], устанавливают аналогии.

Коммуникативные: выстраивают диалог по ролям.

Оборудование:

Букварь Т.М.Андриановой, Рабочая тетрадь к букварю Т.М.Андриановой, образ буквы Г,г рисунки,

1.Орг.момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, как солнышко улыбается вам и в путь за знаниями!

Сегодня мы отправимся в путешествие по Букварю, чтобы познакомиться с новой буквой, встретимся со сказочными героями, узнаем много нового. В гостях у нас сегодня Лесовичок.

А вы знаете кто такой Лесовичок? (да, он лес охраняет)

Где живёт Лесовичок? (в лесу)

Лесовичок, следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.

Он приглашает вас совершить увлекательное путешествие по осеннему лесу вместе с ним, но вы должны выполнять те задания, которые он предлагает.

2. Закрепление изученного.

Ребята, давайте порадуем Лесовичка и назовём правильно буквы, которые мы уже изучили.

А теперь выполним второе задание Лесовичка. Он предлагает вам распределить буквы на две группы «б», «в», «п», «ф» на две группы

Как вы это сделаете?

(Дети: Группа звонких согласных, группа глухих согласных)

Как их можно расположить, чтобы получилась пара?

Лесовичок доволен вашими ответами.

3. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с вами с новой буквой. – Какой? Внимание на экран…

2. Знакомство с буквой.

(Демонстрация отрывка из мультипликационного фильма-сказки «Гуси-лебеди»

Узнали сказку? Как она называется?

Эта сказка называется «Гуси-лебеди»

Что за птицы унесли братца Иванушку за тёмные леса, за высокие горы?( Гуси)

Произнесём слово ГУСИ, поделив на слоги

Сколько слогов в слове?

Назовите первый звук в первом слоге?

Какой это звук гласный или согласный?

Объясните?

Как произносится звук мягко или твердо?

Составьте схему слова гуси.

Произнесем слово гитара. Какой первый звук в этом слове.

3. Фонемоминутка

А сейчас поиграем с Лесовичком.

Я называю слова. Если в слове вы слышите звуки [г] [г’] - то вам нужно ХЛОПНУТЬ.

Если нет звук [г] – то нужно ТОПНУТЬ.

ГЛАЗА, КОРОВА, ГЛОБУС, САПОГИ, КИРПИЧ, ГРАЧ.

Твёрдый и мягкий согласные звуки [г], и [г’] обозначаются буквой «г».

«Гэ» - название буквы. (Показ буквы Г)

Лесовичок придумал изображение буквы из плодов шиповника:

Показ буквы из шиповника .

Посмотрите на куст шиповника. Лесовичок расскажет вам о пользе ягод шиповника. Шиповник один из лучших источников витаминов. Из шиповника делают отвар, и пьют вместо чая. Он известен также как отличное противовоспалительное и антипростудное средство.
На что еще похожа буква Г?

Буква Г на что похожа?

На крючок, на косу тоже.

Гусь гогочет:- Га-Га-Га,

Г – топорик, кочерга,

Гнутый гвоздик, сапожок,

Клюшка, тяпка и флажок.

Букву
На плече носил.
На луг у Траву косил.

Молодцы Лесовичку понравилась ваша работа и он предлагает открыть Букварь на странице 58.

4. Работа со столбиками слов

А) 1 столбик слов

Б) Работаем со вторым столбиком.

В) - Работаем с 3 столбиком

Г) - Работаем с 4 столбиком слов.

Д) - Работаем с 5 столбиком слов.

С какими словами сочетается это слово?

Грибной(дождь, лес, суп)

Главный(город, врач)

Григорий

Что обозначает это слово?

Дети: Григорий- имя собственное, мужское, полное краткое – Гриша

5. Физминутка

Лесовичок предлагает вам отдохнуть

Гриша шёл- шёл- шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

6. Работа с текстом

Ребята как вы думаете где собирают грибы?

Дети: В лесу.

Сейчас мы прочитаем этот рассказ.

(Читает ученик)

А кто знает что такое Бор?

Бор – это сосновый лес

(Показ картины Шишкина «Сосновый бор»)

Теперь прочитаем этот текст по частям:

1 часть прочитает …

(Ученик читает. Остальные следят указками)

Как вы думаете, о каком грибЕ идет речь в первой части текста?

Боровик – самый главный гриб в лесу.

О грибе- Боровике нам расскажет Лесовичок.

Боровик - Белый гриб назван так потому, что он не темнеет ни при варке, ни при сушке.

Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...
(Боровик)

2 часть прочитает …

Ученица читает, остальные следят

А во второй части о чём идёт речь?

(Мухомор – опасный несъедобный гриб.)

Послушаем Лесовичка.

Мухомор – несъедобный гриб, его не любят многие насекомые, в том числе и мухи.

Мы ходили в тёмный бор,
Повстречали мухомор,
Красной шляпкою манит,
Но не трогай. Ядовит!

А третью часть текста Лесовичок предлагает вам прочитать хором?

О чём говорится в 3 части (читают хором)

Корзина полна. Пора и домой!

Ребята, Лесовичок предлагает вам наполнить корзины грибами. Но предупреждает, что не все грибы можно собирать. Какие грибы нельзя собирать?

Какие можно? Какие вы знаете съедобные грибы?

Объясните названия грибов.

Подосиновик, подберезовик – эти грибы растут под соответствующими деревьями.

Опенок, опенки – грибы растут обычно на пнях (пень).

Рыжики– названы по своему цвету.

Маслята – эти грибы имеют жирную (маслянистую) пленку, покрывающую их шляпку.

7. Игра «Собери грибы»

8. Инсценировка стихотворения

Работа со стихотворением А. Шибаева.

Лесовичок решил задать вам хитрый вопрос

Ответить на него сможет тот, кто внимательно посмотрит сценку

- Кто вы?
- Мы ЛИСИЧКИ,
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы ЛИСИЧКИ тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё - со шляпкой.

О ком идёт в ней речь?

Какие бывают лисички?

Кто зАдал первый вопрос?

Первый вопрос задают лисицам грибы-лисички.

9. Работа в тетради

Ребята, Лесовичок живёт в лесу. Он не знает что такое тетрадь а мы знаем Давайте покажем как мы умеем правильно выполнять задания в Рабочей тетради

Откройте тетрадь на стр. 28

Посмотрите на 1 задание

Запишите в клетки первые буквы названий нарисованных предметов.

(Учитель показывает предмет – дети говорят его название)

Теперь поработаем над заданием 2 устно.

Составьте из слогов слова

Иглы,игра, гора, голы (достаточно составить 2-3 слова)

10. Итог урока Работа с пословицей.

Грамоте учиться – всегда пригодится

Как понимаете?

Почему так говорят? (Грамотному, образованному человеку легче в жизни)

И на уроке мы с вами не зря время провели

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Что узнали интересного, прочитав рассказ «По грибы»?

Узнали, что грибы бывают съедобные и несъедобными, только грамотный человек может справиться с любыми трудностями)

Довольны ли вы встречей с Лесовичком?

А он вами доволен и благодарит вас за активную работу на уроке.

Класс: 1

Цель: изучить согласный звук [г, г, ] и его буквенное обозначение.

  • совершенствовать навык фонетического анализа, навык чтения;
  • развивать речь, внимание, память, мелкую моторику рук.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами, разрезная азбука

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и постановка цели урока.

– Сегодня, в одном из Буквенных домов новосёл и очень скоро вы с ним познакомитесь. Этот новичок, прежде чем с вами познакомиться, хочет убедиться, знаете ли вы всех жильцов дома. Давайте покажем свои знания.

III. Повторение изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

А) В каких словах звуков больше, чем букв?

В) Найди в таблице слова и раскрась их.

я я я я я я я я я я я я в я я о я я
я к р а с и в а я я я б ы с т р а я
я я я я я я я я я я я я я я я я я я
к у д р а в а я я я я м о р с к а я
я я я я я я я я я я я я я я я я я я
я т о н к а я я я я в ы с о к а я я

2. Коллективная работа.

Составьте, как можно больше слов из слова “земляника”. (учащиеся записывают слова на доске)

Разделите слова в группы, объясните, по какому признаку вы делили, сколько получили групп.

Арбуз; яблоня; сорока; Марина; земля; яма; Аля. Никита

Варианты:

1. Первая буква гласная-согласная; Слайд 3

2. Первый звук гласный-согласный Слайд 4

– Почему слова яма и яблоко отнесли во второй столбик?

– В каких случаях буква я означает два звука?

3. Одушевленные – неодушевленные. Слайд 5

– Как определить количество слогов в слове?

5. С заглавной – со строчной буквы). Слайд 7

– Объясните написание слов с заглавной буквы.

– Составьте из слов предложение. Слайд 8

“Высокие, в, растут, ели, лесу”

В лесу растут ели.

– Объясните, что необходимо исправить? (Заглавная буква, точка)

– О чем говорится в предложении?

– Что ели делают?

– Какие ели?

– Где растут ели?

Молодцы! Я думаю пора знакомиться с новичком.

IV. Изучение нового материала.

Послушайте слова, определите, какой первый звук вы слышите.

Гром, гриб, гном, глаз, гора.

– Звук [г] – запись на доске

– Какой это звук гласный или согласный? Обоснуйте свою точку зрения.

– Звук согласный. Что вы можете сказать об этом звуке? (твердый)

– Есть ли этого звука “мягкая” пара? Подберите слова – примеры.

Транскрипцию записать на доске.

– Молодцы!

– Ребята, а какой буквой мы обозначим на письме эти звуки?

– Сделайте вывод. (Буква Г обозначает звуки [г – согласный твердый и г, – согласный мягкий].

– Составьте слоги – слияния с известными гласными буквами. Работа с разрезной азбукой на доске.

ГА ГО ГИ ГЕ ГУ

– чтение слогов – слияний.

V. Динамическая пауза.

VI. Работа по “Азбуке" с. 122-123.

Чтение слов хором.

Беседа по иллюстрации.

– Что изображено на картинке?

– Придумайте название деревне. Дайте имена жителям, такие чтобы в них встречался звук с которым мы сегодня работаем.

– Составьте рассказ по картинке.

– Чтение текста на с. 123.

– О ком говорится в тексте?

– Что делали дети?

– Какие грибы в корзинах у детей?

Игра “Съедобное – несъедобное”. Движения для обозначения можно выбрать любые (хлопки, поглаживание живота и т.п.)

Опята, маслята, поганки, подберезовик, груздь, мухомор, подосиновик.

Чтение пословиц на с. 122 по рядам. Объяснение смысла.

VII. Моделирование буквы. Подготовка к письму, запоминание образа буквы.

  • Используя любые учебные принадлежности, выложите букву Г на парте.
  • – Сколько элементов?

  • Из прямоугольного листа бумаги пальцами “вырвите” силуэт буквы Г.
  • VIII. Изучение нового.

    – Ребята, давайте, определим квартиру для новой буквы.

    Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.

    Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.

    Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

    Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.

    Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

    Коррекционно-развивающие:

    Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
    - учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
    -познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
    - совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
    - способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

    Образовательные:

    Учить детей спрягать глаголы;
    - продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
    прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
    числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже, упражнять в подборе антонимов;
    Воспитательные:
    -воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
    воспитывать потребность детей к правильной речи.

    Оборудование:

    Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.

    1.Ход занятия:

    1.Оргмомент. Здравствуйте ребята - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

    2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

    На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

    Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

    Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
    (дети называют картинки)
    - Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)
    Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

    На доску вешается картинка с буквой Г
    2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

    На жарком солнышке подсох

    И рвётся из стручков.... (Горох)

    1.Что такое горох

    2.-Назовите 1 звук в слоге: го?

    Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
    (губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
    Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
    -Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
    А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
    -А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
    -Расскажите про звук Г.
    -Слушайте следующую загадку

    Волосата, зелена,

    В листьях спряталась она.

    У неё немало ножек,

    Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

    Какой вред приносит гусеница?

    Назовите 1 звук в слоге Гу?
    -Расскажите про звук ГЬ.

    3. Выделение звука.

    А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

    Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

    В) -Назовите слова со звуком Г.
    -Назовите слова со звуком ГЬ.

    4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

    Игра «Услышь звук»
    Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши, а если ГЬ – топайте ногами.
    ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)

    Физминутка

    Гена шёл, шёл, шёл.
    Белый гриб нашёл.
    Раз грибок, два грибок,
    Полезайте в кузовок.

    А сейчас задание под номером 2

    Скажите слова наоборот:

    Холодный - горячий.
    Чистый - грязный.
    Тихий - громкий.
    Сладкий - горький.
    Веселый - грустный.
    Хорошо справились с заданием.

    5. Знакомство с буквами Г г.

    Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

    Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
    -На что похожа буква?
    -Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.

    А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.

    6. Итог занятия.
    - С какими звуками мы сегодня познакомились?
    -Расскажите о звуке Г, ГЬ.
    -Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
    -Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

    Данная презентация поможет учителю-логопеду познакомить дошкольников со звуками и буквой Г, отправляясь в путешествие вместе с Гансом. Корабль Ганса стал тонуть. Ребятам предстоить спасать Ганса, выполнив ряд заданий.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Найди все игрушки
    Презентацию
    подготовила: учитель-логопед
    МАДОУ №66 «
    Забавушка
    »
    Тумченок
    Е.А
    .

    Найди слова со звуками Г-
    Гь
    .
    Гу
    - си
    Гвоз-ди-ки
    Гру
    -ши
    Га-мак
    Гри
    -бы
    Гне-здо
    Ганс Ги-та-
    ра
    Какие слова
    состоят из
    1-го, 2-х
    ,
    3 -х слогов

    Игра «Наоборот»
    Тихий- … чистый - …

    веселый-… умный -…
    Сытый -… редкий -…

    мелкий-… шершавый
    -

    Ганс собирается в дорогу

    Прочти слоги и слова

    гвоздики
    гномы
    гусеница
    голуби
    гнездо
    груша
    грабли
    гуси
    Что хотел сказать гусь?
    Прочти слово по первым звукам.

    Землю пробуравил,
    Корешок оставил,
    Сам на свет явился,
    Шапочкой прикрылся
    .
    Кораблекрушение
    Корабль Ганса тонет. Капитан
    Врунгель
    бросает Гансу спасательный круг. Мы спасем Ганса, если составим на спасательные круги звуковые схемы слов: Ганс, гуси


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

    Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой")Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

    Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

    Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте. Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...