Школьные презентации Powerpoint. Презентация на тему "василий дмитриевич поленов" Иов и его друзья

14.02.2024

Меню: ЭЭ тттт аааа пппп ыыыы ж ж ж ж ииии зззз нннн ииии ОО т т т т вввв оооо рррр чччч ееее сссс тттт вввв ееее ГГ аааа лллл ееее рррр ееее яяяя ш ш ш ш ееее дддд ееее вввв рррр оооо вввв ФФ оооо тттт оооо гггг рррр аааа фффф ииии ииии и и и и а а а а вввв тттт оооо пппп оооо рррр тттт рррр ееее тттт ыыыы ОО бббб а а а а вввв тттт оооо рррр ееее ВВ ыыыы хххх оооо дддд


Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор… О творчестве


Этапы жизни 1844 (1 июня) родился в Петербурге в семье потомственных дворян Берет уроки рисования и живописи у П.П. Чистякова Переезжает с родителями в Петрозаводск, учится в гимназии Поступает одновременно на физико-математический факультет Петербургского университета и в Академию художеств – 1876 П енсионерская командировка Женится на Наталье Васильевне Якунчиковой () Входит в состав Комитета по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III 1903 Исполняет проект церкви для села Бёхово 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики (18 июля) Скончался в Борке. Похоронен на кладбище в Бёхове.






















Холст » 43.5x30 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галереюМарфа приняла Его в дом свой (е)


Холст » 29.8x43.3 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюПарфенон. Храм Афины-Парфенос ()








Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.


Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью.


Когда Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становиться преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь.


В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».


С 1872 по 1876 года Поленов провел заграницей, он побывал и в Германии, и в Италии, и во Франции. Для молодого художника это было временем самоопределения. Здесь ему, наконец-то, удалось познакомиться с творчеством своего любимого живописца - Паоло Веронезе, познакомиться с искусством импрессионистов и барбизонцев. Для Поленова особо продуктивным оказалось время пребывания в Нормандии, ведь именно там были написаны картины, на которых уже ощущалась кисть будущего живописца.




В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году, Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи - «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины.


В 1899 году Поленову удается во второй раз отправиться на Восток с целью найти, как можно больше материала для своей грандиозной серии «Из жизни Христа». Цикл этих картин Поленову удалось завершить к 1909 году. Выставка этих картин вызвала довольно серьезный резонанс, а также стала одним из самых крупных событий тех лет.


О творчестве Творчество Василия Дмитриевича Поленова – одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор…


Этапы жизни 1844 (1 июня) родился в Петербурге в семье потомственных дворян Берет уроки рисования и живописи у П.П. Чистякова Переезжает с родителями в Петрозаводск, учится в гимназии Поступает одновременно на физико-математический факультет Петербургского университета и в Академию художеств – 1876 Пенсионерская командировка Женится на Наталье Васильевне Якунчиковой () Входит в состав Комитета по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III 1903 Исполняет проект церкви для села Бёхово 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики (18 июля) Скончался в Борке. Похоронен на кладбище в Бёхове















Холст » 43.5x30 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галереюМарфа приняла Его в дом свой (е)


Холст » 29.8x43.3 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюПарфенон. Храм Афины-Парфенос ()




Последний период в творчестве Поленова был связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году Поленов переехал в собственный дом, который был построен по его же проекту. Поленов часто мечтал о том, как превратит свою усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. Также он основал народный театр для крестьян и построил церковь. Поленов довольно интенсивно занимался театром, работал также в качестве председателя в народном театре.



Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью.

Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо знала русскую историю, народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины. Вера Николаевна поощряла увлечение живописью своих внуков, устраивала обычно среди детей конкурсы наподобие академических, присуждая за лучшую работу "медаль".

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П. П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856 -1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств. Уже в то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. "Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы.

Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще очень далекий. Этот выбор и заставил Поленова отойти от "нормальной" проторенной предшествующими поколениями его семьи дороги, связанной с государственной службой, что, в конце концов, могло бы привести к появлению еще одного Поленова-сенатора (сенатором был дядя художника - М. В. Поленов). Во всяком случае, без университетского образования семья Поленова не мыслила его дальнейшей жизни. И, после долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, - анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов (к этому времени относится первое знакомство Поленова с музыкой Вагнера - увлечение искусством великого композитора-романтика, выступавшего в 1863 году в России с концертами, сохранилось на всю жизнь), но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета. Летом 1867 года Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации, которую он защитит в университете. В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину "Иов и его друзья" и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему "Воскрешение дочери Иаира" он готовит вместе с Репиным.

Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному. Они с блеском, почти на равных, справились с заданной программой. Хотя картина Поленова не уступала репинскому полотну по колористическим достоинствам и мастерству организации композиции, она носила черты жанровости и несколько проигрывала в глубине и значительности замысла. Однако многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу. И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки. В этом же 1871 году Поленов заканчивает университет - сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию "О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент". Тема эта, безусловно, не случайна. Она связана как с личным знакомством автора с народными художественными промыслами, так и с идейным движением эпохи - широкой волной тяготения к национальному в искусстве. "Общество, - пишет Поленов, - чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства (. . .) История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука".

Пенсионерский период (1872 -1876) сыграл в творческом развитии Поленова очень важную роль - большую, чем для находившегося вместе с ним за границей Репина, который к этому времени уже нашел свою линию в искусстве. Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более "открытым" заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции. Путь Поленова - Германия, Италия (затем временное возвращение в Россию), Франция. Что же оказывает наибольшее влияние на художника? Разумеется, невозможно перечислить все европейские воздействия. Например, впечатления, полученные от посещения старинных немецких рыцарских замков, с которых Поленов делает множество зарисовок, лягут в основу его замысла картины "Право господина" (1874), а посещение им русской церкви в Париже, в оформлении интерьера которой были использованы пейзажи Боголюбова, найдет позже отклик в работе художника над циклом картин "Из жизни" "Христа" (1899 -1909). Испытывает Поленов и воздействие художественной атмосферы тех городов, через которые пролегает маршрут его поездки.

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего еще в период обучения в Академии художеств. С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь год от году все более осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи. "Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов, - какое необыкновенное умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе, Поленов особенно ценил его объективность, которая увековечила для потомков краски красавицы Венеции.

С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим. В голове его роилось множество планов и замыслов, в душе жило горячее желание самозабвенно работать. Но Рим очень скоро его разочаровал, а окружающая художественная жизнь оказалась мало способствующей вдохновенному творчеству. "Сам Рим. . . какой-то мертвый, отсталый, отживший, - делился своими наблюдениями Поленов с Репиным. - Существует он. . . сколько веков, а даже и типичности нету, как в немецких средневековых городах. . . Нет в нем жизни своеобразной, собственной, а весь он как будто существует для иностранцев. . . Об художественной жизни в современном смысле и помину нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто, каждая национальность отдельно от другой, студии их хотя и отперты, но главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и искусства подгоняются к их вкусу. . . Римский художник уже в первой своей картине является рутинным подражателем. Старые итальянцы меня тоже не увлекают. . . ".

В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась артистическая молодежь, и стал часто бывать у них. Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин дома - С. И. Мамонтов - умел наполнять жизнь вечно новыми выдумками, веселыми забавами и развлечениями, умел возбуждать в людях их артистические задатки, как бы ни были они скромны. Домашние спектакли, концерты, карнавалы следовали беспрерывно друг за другом, и во всем этом Поленов принимал самое деятельное участие. Углубленные занятия, о которых мечтал художник, отступили сами собой на второй план, замыслы изо дня в день оставались неосуществленными. . . "Я попал в такую круговоротную струю, - жаловался Поленов Репину, - что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл. . . ". В Риме им не было создано ни одной картины.

Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники - "что кому по душе", их умение "осуществить свои силы и способности". Пенсионерство Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах. Искусство нового направления глубоко не затронуло Поленова, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей. По совету Боголюбова, вокруг которого собралась группа русских художников, работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции - в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Поленов написал массу превосходных этюдов. Среди них - "Белая лошадка, Нормандия", "Старые ворота", "Вель", несколько "Отливов", "Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия"

Прекрасный документальный фильм о В.Д.Поленове "Рыцарь красоты" был снят режиссером Галиной Самойловой в 2004 году и показан на телеканале "Культура" (на русском языке):

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 в Санкт-Петербурге в семье, где художественная культура играла огромную роль. Его отец, Дмитрий Василевич Поленов (1806-1872), являлся тонким знатоком искусства, а его мать Мария Алексеевна Воейкова (1816-1895) - была талантливой портретисткой школы Брюллова.

Детство будущего художника прошло в Санкт-Петербурге, главном центре российской культуры, а также в юные годы он бывал в Карелии, в Олонецкой губернии.

Следуя семейной традиции, Василий Дмитриевич получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете. Но мечтая стать художником, он поступил в Академию художеств, где учился с 1863 по 1871 год. По окончании Академии Василий Поленов получил возможность совершить путешествие по Европе и посетил Германию, Италию, Грецию, Францию. Во Франции у него была мастерская на Монмартре, в самом центре парижской художественной жизни того времени, и он путешествовал по Нормандии в поисках вдохновения. В 1871 Поленов был награжден золотой медалью Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира». Став по факту основателем российской школы пейзажистов-реалистов, он участвовал с 1879 года во всех ежегодных выставках Товарищества передвижных художественных выставок и в 1926 году получил звание Народного художника РСФСР.

Гуманист-просветитель

В 1860-х годах передовые умы Росси поднялисъ на боръбу с угнетением, выдвигая на первый план необходимость просвещения народа. Их идеи оказали сильное влияние на молодого Василия Поленова и не покидали его в течение всей жизни.

В 1882 году Поленов женился на Наталье Васильевне Якунчиковой, у супругов родилось пятеро детей. Семья переехала в деревню - они начали создавать новое семейное гнездо в Тульской области. Наталья Васильевна активно помогала художнику в реализации его гуманитарных проектов. Вместе они создали две школы - в близлежащих деревнях Бехово и Страхово - и любительский театральный кружок. Василий Дмитриевич считал, что именно занятие творчеством является одним из лучших способов просвещения народа.

Василий Дмитриевич скончался 18 июля 1927 года, оставив после себя богатое творческое и просветительское наследие, которое отражает его представления о мире. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил». Василий Дмитриевич Поленов похоронен в Бехово.


Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». И он сдержал слово. После создания этой Василий Поленов картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для этого даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.




Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий. Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми. Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя. Генрих Семирадский




Александр Иванов «Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого», писал о знаменитом живописце Николай Гоголь. Александр Иванов автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.




Николай Ге Картина Ге «Тайная вечеря» потрясла Россию, как когда-то «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила: «Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки», а члены Академии Художеств, напротив, долго не могли определиться в суждениях. В «Тайной вечере» Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек «без лица». Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова


Н. И. Ге. «Тайная вечеря»


Илья Репин Считается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как будто бы «живыми» портретами. Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. «Я почти ничего не писал там некогда, хотелось больше видеть… Написал образ русскую церковь голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия».




Иван Крамской Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым в районы Бахчисарая и Чуфут-Кале так похожие на палестинские пустыни.
Марк Шагал Автор знаменитого «Библейского послания» Марк Шагал с детства любил Библию, считая ее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано начал постигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.