Проект «Маленькие исследователи»
воспитатель
Тип проекта:
познавательно – исследовательский
Участники проекта:
педагоги – дети 5-6лет; 6-7лет – родители
Место реализации:
детский сад «Колобок»
Сроки реализации:
долгосрочный, 2 года
Объект исследования:
вода, огонь, воздух, земля
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.
Подведение детей к пониманию того, что они являются частью живой природы, жителями планеты Земля.
Задачи проекта:
Расширять представления детей о природных стихиях, явлениях
окружающего мира.
Формировать у дошкольника умения и навыки взаимодействия с природными объектами.
Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.
Принципы построения проекта:
Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Принцип последовательности.
Принцип наглядности.
Принцип системности.
Ожидаемый результат:
Иметь системное представление об окружающем мире, о роли и месте человека в нём.
На основе приобретенных знаний сформировать у детей такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, этично относиться ко всему живому.
«Исследовать, открыть, изучить -
значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Деятельность исследователя –
творческая деятельность, а сам исследователь,
безусловно, творец».
Актуальность проекта:
Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с самого рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Период дошкольного детства – это период активного познания мира. Мы знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Они стремятся к активному взаимодействию с окружающей его средой, познают мир через игру, труд, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками, проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности , в частности – к экспериментированию.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Существует мнение, что для успешной подготовки ребёнка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать… Однако, задача подготовки ребёнка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Задача воспитателя – активно помогать ребенку в этом.
Воспитание любви к природе, к окружающему миру должно идти через практическое применение знаний о них. В силу климатических условий Крайнего Севера, наши дети не имеют достаточной возможности овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой. Изо дня в день большую часть времени малыши находятся в помещении: в детском саду, в собственных городских квартирах. Из-за низких температур воздуха, полярной ночи дети не имеют достаточной возможности общения с природой.
Именно эти факторы направили меня на разработку проекта опытно – экспериментальной деятельности, чтобы дети практическим путём познакомились с четырьмя стихиями: водой, воздухом, землёй, огнём и тем самым удовлетворили свою познавательную потребность.
Для реализации проекта у нас в детском саду созданы прекрасные условия: Зимний сад, где можно организовать практическую исследовательскую деятельность с миром природы, раскрыть внутренние связи различных подструктур, входящих в понятие «природные объекты», выработать стремление к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые бы привели ребёнка к позитивному взаимодействию с ним. В каждой группе создан уголок природы, где дети наблюдают, упражняются в трудовых навыках по уходу за растениями. Помимо этого, каждый год, во взаимосвязи с родителями, мы проводим конкурс среди групп «Огород на подоконнике».
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Отечественные педагоги отмечают, что творческие личности – это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощённого мыслительными стереотипами и готовыми решениями.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
Деятельность педагога:
1. Формулирует проблему.
2. Вводит в игровую ситуацию.
3. Определяет задачи.
Деятельность детей:
1. Входят в проблему.
2. Вживаются в игровую ситуацию.
3. Принимают задачи, планируют деятельность.
2. Поисково-исследовательский
Деятельность педагога:
1. Помогает в решении задач.
2. Помогает спланировать деятельность по решению задач путём экспериментирования, моделирования.
3. Организует работу над проектом: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую.
4. Оказывает практическую помощь (по необходимости).
Деятельность детей:
1. Ищут решение задач.
2. Совместно составляют схему работы.
3. Обращаются к иллюстрациям, справочно-энциклопедической литературе .
4. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования.
3. Заключительный
Деятельность педагога:
1. Помогает в подготовке презентации.
2. Привлекает к участию родителей.
Деятельность детей:
1. Готовятся к презентации.
2. Представляют продукт деятельности.
Взаимодействие со специалистами:
Логопед
Музыкальный руководитель
Воспитатель по ИЗО
Инструктор по плаванию
Инструктор по физкультуре
Садовник
Взаимодействие с родителями:
Помощь в организации экскурсий.
Совместное придумывание сказок и рассказов.
Помощь в заготовке природного материала.
Помощь детям в изготовлении поделок из природного и бросового материала.
«Федорино горе», «Кит и кот», «Первый снег», «Что случилось с рекой?», Э. Мошковская «Речка», «Капля и море», О. Григорьев «Какой дождь?», А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?», В. Кудрявцева «Роса», Ю. Кушак «Ночное приключение», С. Махорин «Первый мороз», «Русалочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала», экологические сказки: «Путешествие Капельки», «Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево», «Круговорот воды в природе», «Очень страшная история», «Два ручья», отгадывание загадок.
Задачи: Знакомить детей с новыми художественными произведениями. Учить воспринимать образное содержание произведений, их нравственный смысл. Развивать поэтический слух – умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
5. Игровая деятельность:
д/и «Круги на воде», «Капитан укладывает чемодан», «Как рождается речка?», «Кто это потерял?», «Что было бы, если…», п/и «Ходят капельки по кругу», «Караси и щука», «Через ручеёк», «Рыбаки и рыбки», с/р игра «Я - маленькая капелька дождя».
Задачи: Развивать у детей творческое воображение, внимание, память, сообразительность, быстроту и ловкость; активизировать словарь.
2 этап:
Формы работы
Рисование «Портреты воды».
Аппликация «Кувшинка».
Конструирование «Сосульки», «Летучие рыбки».
Лепка «Морское царство».
Задачи: Развивать эстетическое восприятие детей. Учить детей образному отражению в рисунках впечатлений от увиденного. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции.
2. Опытническая деятельность:
Окрашивание воды.
Изготовление цветных льдинок.
Свойства воды.
Откуда берётся вода?
Куда делась вода?
Водяная мельница.
Фильтрование воды.
Круговорот воды.
Изменение объёма жидкости.
Задачи: Способствовать установлению свойств и качеств воды. Учить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях. Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации. Научить разным способам очистки воды, закреплять умение работать со стеклянной посудой, соблюдать необходимые меры предосторожности.
3. Экскурсии:
К озеру «Молодежное»;
Задачи: Дать понять детям, что в реке, в озере, на берегу живёт множество разнообразных живых существ. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Детское словотворчество:
придумывание сказок о воде.
Задачи:
5. Музыкальное развитие:
Слушание звуков природы (шум дождя, журчание ручья, плеск волн).
Этюды воды (игра-пантомима).
Задачи: Воспитание у детей эстетических чувств, побуждать к творческим и практическим действиям, активизация слухового внимания. Развивать чувство ритма: способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей .
3 этап:
Формы работы
1. Презентация:
Выставка детских рисунков «Портреты воды».
Развлечение в бассейне «В гостях у Нептуна».
Задачи: Развивать творческие способности детей. Прививать художественный вкус. Развлечь, поднять настроение.
Тема «Огонь»
1 этап:
Формы работы
- «Что такое огонь?»
- «Где живёт огонь?»
- «Огонь - наш друг или враг?»
Задачи: Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Развивать у детей представление о пользе и опасности огня, о мерах предосторожности при обращении с огнём.
2. Познавательные беседы:
- «Природная стихия - огонь».
- «Огонь - важное открытие древнего человека».
- «Как человек приручил огонь».
- «Огонь на службе у человека».
Задачи: Познакомить детей с огнём, как явлением природы, воспитывать навыки общения с природой. Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека; показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни.
3. Занятия познавательного характера:
- «Огонь».
- «Как избежать несчастий при встрече с огнём».
- «Огонь бывает разным».
Задачи: Уточнить представления детей о предметах, представляющих опасность для жизни. Формировать чувство опасности от огня, знать, как с ним можно бороться взрослым и детям. Учить правилам поведения в соответствии с инстинктом самосохранения. Познакомить со службами «01», «02», «03».
Е. Пермяк «От костра до котла», «Пожарные собаки», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», А. Жигули н «Пожары», Е. Новичихин «Ноль-один», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Орлова «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел», О. Иоселиани «Пожарная команда», З. Шефнер «Лесной пожар», «Сказка о том, как Огонь с человеком подружился (марийская народная), «Миф о Прометее» (по мотивам Древней Греции), «Сказки Феи Сна».
Задачи: Расширять представления детей о стихии огня, воспитывать эмоционально-образное восприятие произведений.
5. Игровая деятельность:
Игра «Костёр», «Спасём своих друзей», с/р игра «Мы - пожарные», «Мы-спасатели», игровой тренинг «Телефон Службы спасения 01».
Задачи: Развивать образное мышление, внимание, ловкость, координацию движений. Формирование представлений о профессиях пожарного, спасателей, закрепить правила пожарной безопасности .
2 этап:
Формы работы
1. Творческая деятельность детей:
Рисование «Пожарная машина».
Конструирование «Пожарная техника».
Конструирование «Воздушный змей», «Ветряные мельницы».
Задачи: Развивать эстетическое восприятие. Учить детей вносить в рисунок элементы творчества, подбирать нужные краски. Подводить детей к образной передаче явлений. Развивать конструктивные способности.
2. Опытническая деятельность детей:
Пузырьки-спасатели.
Как увидеть воздух?
Где теплее?
Ветер в комнате.
Подводная лодка.
Упрямый воздух.
Тепло - холодно.
Стакан – «непроливайка».
Большие – маленькие.
Свечка в банке.
Парашют.
Задачи: Способствовать выявлению свойств и качеств воздуха. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
3. Музыкальное развитие:
Слушание музыкальных произведений, соответствующих понятиям «лёгкий ветерок», «сильный ветер», «ураган», «ветра нет» В. Самойлова.
Этюды воздуха (игра-пантомима).
- «Ветер и ветерок» - музыка Л. Бетховена.
Задачи: Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма). Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям; развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ.
4. Детское словотворчество:
придумывание сказок о воздухе, ветре.
Задачи: Развивать связную речь детей, воображение.
3 этап:
Формы работы
1. Презентация:
Выставка детских поделок «Ветряные мельницы».
Викторина «Чудеса господина Невидимки».
Праздник «Воздушных змеев».
Задачи: Развивать художественный вкус детей. Выявлять познавательные способности детей. Создать радостное настроение.
Тема «Земля»
1 этап :
Формы работы
1. Проблемно-этические беседы:
- «Что такое глобус?»
- «Что в доме-природе растёт?»
- «Как помочь растению?»
- «Как растут растения?»
- «Где растения любят жить?»
- «Почему Земля кормит?»
- «Что у нас под ногами?»
Задачи : Дать первоначальное представление о том, что планета Земля круглая; формировать простейшие представления о структуре Земли. Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага). Побуждать детей ценить и беречь красоту природы. Развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь.
2. Познавательные беседы:
- «Ценность земли в жизни человека».
- «Дом под крышей голубой».
- «Кладовая Земли».
- «Земля - кормилица».
Задачи: Дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Познакомить детей со стихией Земли, как с планетой, поверхностью, на которой живут люди и другие существа, растут растения. Формировать у детей опыт установления гармоничных взаимоотношений со стихией Земли: радоваться ей в любое время года, помогать взращивать растения (поливать, рыхлить, собирать урожай). Дать элементарные представления о внутреннем содержании Земли (природные ископаемые).
3. Занятия по ознакомлению с окружающим:
- «Земля - наш общий дом».
- «Наша Земля».
- «Почва - живая земля».
- «Любите и берегите природу».
Задачи: Формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе, показать Землю как общий дом для всех живых существ, живущих рядом с человеком; пробуждать у детей добрые чувства и заботливое отношение к живой природе.
4. Ознакомление с художественной литературой:
Н. Сладков «Разноцветная Земля», стихи Л. Дайнеко «Есть на земле огромный дом...», Е. Королёва «Вот какой чудесный дом...», Е. Шкловский «Смотрю на глобус - шар земной...», и «Четыре времени года»; чтение экологических сказок: «Маленький росточек», «Без растений жизнь невозможна», «Как поспорили растения», «Чьи цветы лучше», «Травинка-путешественница». Чтение русских народных сказок.
Задачи: Познакомить детей с новыми художественными произведениями, с образами Матушки-Земли в русских народных сказках. Расширять представления детей о растениях. Сформировать в сознании детей представление о современной экологической картине мира, чувство уважения к своему природному окружению, ответственность за него. Вызывать у детей чувство доброты и бережного отношения ко всему живому.
5. Игровая деятельность:
д/и «Что и как растёт», «Вершки-корешки», «Что где растёт», «Сад-огород», «Овощи и фрукты», «Что за чем следует?», «Кому что нужно?», «Растение цветет и зреет», «Цветочное лото», «Составь букет», с/р игра «Садовники», «Путешествие на лесную поляну», игра «Посажу я семена», «Собери цветок». Пальчиковая игра «Цветок», п/и «Цветы», х/и «Земелюшка-чернозём».
Задачи: Упражнять детей в знании правил ухода за растениями, в знании условий произрастания. Развитие у детей внимания, мышления, памяти
2 этап:
Формы работы
1.Творческая деятельность детей:
– Рисование «Природа родного края».
Ручной труд «Узор на ковре» (из семян растений).
Задачи: Формировать умение отражать в рисунке свои впечатления, характерные особенности растения (форма, строение, цвет). Учить детей коллективному творчеству, закрепить умение вырезать ножницами изображения предметов. Воспитывать эстетическое восприятие. Развивать образное мышление, воображение, творчество, мелкую моторику рук.
2. Опытническая работа:
Посев семян для рассады.
Высадка рассады в огород, на клумбы.
Посадка лука, зелени, гороха, фасоли, огурцов, томатов, картофеля.
Опыты с растениями (выявление условий, необходимых для жизни растений).
Уход и наблюдение за рассадой.
Ведение Дневника наблюдения.
Задачи: Уточнить представления о том, что из семени можно вырастить растения, если создать для этого благоприятные условия. На примере лука формировать обобщённое представление о комплексе условий, необходимых растению для роста, развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землёй, полив, свет).
3. Экскурсии:
В Зимний сад.
В детскую экологическую станцию, в теплицу.
Прогулки на огород.
Задачи: Воспитание экологической культуры. Формировать у детей осознанно - правильное отношение к объектам природы.
4. Детское словотворчество:
придумывание экологических сказок и рассказов о Земле, растительном мире.
Задачи: Развитие творческих способностей детей в процессе составления сказок и рассказов.
5. Музыкальное развитие:
Слушание произведений «Времена года», «Вальс цветов»
- «Утро» - Э. Грига.
Музыкально-ритмические игры-превращения: «Я - цветок», «Я - листик», «Я - дерево».
- «Весёлая песня колокольчика», «Ромашки» - музыка В. Самойлова.
Задачи: Развивать образное восприятие музыки, музыкальный слух. Формировать основы музыкальной культуры.
3 этап:
Формы работы
1. Презентация:
Конкурс «Огород на подоконнике».
Фотовыставка «Загадки с грядки».
Выставка «Что нам осень подарила».
Экологический праздник «День Земли».
Задачи: Развивать художественный вкус детей. Создать радостное настроение.
Список литературы:
1. . Мир вокруг нас.- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.
2. . Организация экспериментальной деятельности дошкольников.- М., АРКТИ, 2004г.
3. , . Детское экспериментирование. Педагогическое общество России, 2005г.
4. . Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников.- М. Педагогическое сообщество России, 2002г.
5. , . Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М. ТЦ Сфера, 2001г.
6. . Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.- М., ТЦ Сфера, 2005г.
7. . Воздух-невидимка. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.
8. . Волшебница-вода. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.
9. . Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и Природа» - М.: «Карапуз-дидактика», 2005г.
10. . Правила пожарной безопасности для детей 5-8лет. - М., ТЦ Сфера, 2005г.
11. . Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: «ЛИКА-ПРЕСС», 2000г.
12. , и др. Как обеспечить безопасность дошкольников - М., Просвещение, 1998г.
13. . Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.- М. ТЦ Сфера, 2006г.
14. . Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). Волгоград, 2007г.
15. . Система экологического воспитания в ДОУ по разделу «Мир природы». - Волгоград: Учитель, 2007г.
16. , . Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005г.
17. . Познавательное развитие детей 5-7 лет. М. ТЦ Сфера, 2006г.
18. , . Музыкальное воспитание дошкольников.- М., Издательский центр «Академия», 1998г.
19. . Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М., 2005г.
20. . «Мы» (программа экологического образования дошкольников). - СПб.: Детство-пресс, 2000г.
21. . Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002г.
22. . Экспериментальная деятельность детей 4-6л. - Волгоград: Учитель, 2009г.
Проект для детей второй младшей группы детского сада « Маленькие исследователи. Тайны льда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад 200 «Солнышко»
Цель проекта: - практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности; - изучить, какие условия необходимы для получения льда; -познакомить процессом превращения воды в лёд, льда и снега – воду; - сформировать опытную деятельность получения цветного льда.
Задачи проекта: - Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; - Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; - Обеспечивать переход от предметно- практического действия к образно- символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); -Развивать наблюдательность; - Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; - Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. -Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды; - Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится; - Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании);
Для детей: - дети приобретут новые знания об условиях возникновения льда и способах его получения; - научатся планировать, прогнозировать, моделировать, устанавливать взаимосвязи в природе, что позволит им в будущем рационально строить отношения с природной средой; - формирование таких личностных качеств, как любознательность, ответственность по отношению к природе и человеку; – развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса. Для педагогов: – самореализация, повышение творческого потенциала; – повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий. Для родителей: – оптимизация детско-родительских отношений; – создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса; – повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ. Прогнозируемые результаты:
Игры – эксперименты: «Цветной лёд» «Ледяные кораблики» «Льдинки с наполнением» «Замерзшая вода» «Тающий лёд» Художественное творчество: Аппликация «Сосульки на крыше» Лепка «Сосульки» Чтение художественной литературы: В. Донникова «На катке» Саша Черный «На коньках» А. Тараман. На коньках Т. Соколенко «Как же так случается?» Разгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками В. Берестов «Гололедица» Д. Кикин «Гололёд» Опыт «Как воду превратить в лёд?» Опыт «Как лёд превратить в воду?» Подвижные игры: «Кто быстрей пройдет по льдинкам?», «Льдинки, ветер и мороз», «Кто быстрей найдет свою льдинку?» Рассматривание фотоиллюстраций фигур изо льда в природе и сделанных руками человека Беседа «Что такое лёд?» Итоговое занятие «Замок Снежной королевы»
Фрагмент опытно – экспериментальной деятельности кружка «Потомучка» «Ледяные кораблики» Этот опыт мы провели в несколько этапов. Сначала приготовили материалы: взяли формочки, цветную бумагу, палочки. Затем к формочкам прикрепили палочки при помощи скотча, залили её водой и поставили в холод. Когда вода замёрзла, на палочки укрепили паруса и запустили наши кораблики в воду. Как и следовало ожидать, они не утонули. Наблюдение на этом не закончилось, примерно через 30 минут мы заметили, что от наших корабликов остались только паруса, мы сделали вывод, что лёд в тепле тает.
Фрагмент занятия «Замок Снежной королевы» В замке снежной королевы стены изо льда. Не шумят в саду деревья, не журчит вода. Замороженные травы, листья и плоды, В бриллиантовой оправе мерзлые цветы. В замке снежной королевы стены изо льда. Не шумят в саду деревья, не журчит вода. Замороженные травы, листья и плоды, В бриллиантовой оправе мерзлые цветы. Замороженная птица песен не поет, В клетке бело-серебристой зерен не клюет. Замело пути-дороги, к замку не пройти. Злые бури и сугробы встанут на пути… Замороженная птица песен не поет, В клетке бело-серебристой зерен не клюет. Замело пути-дороги, к замку не пройти. Злые бури и сугробы встанут на пути…
Исследовательский проект для детского сада "Наши зубки". Средняя группа
Автор : Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 (СП детский сад 1964) г. МоскваРеализация проекта
1 этапМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Снежинка» . Воспитатель: Калина А.Х. 2015
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Актуальность.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи» . Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Сроки реализации проекта: 1, 5 месяца (краткосрочный) .
Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Задачи:
Ожидаемый результат:
Виды деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап: Подготовительный.
консультация для родителей: «Играя, познаём окружающий мир»
2 этап. Основной.
1. Привлечение родителей:
Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д. пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.
2. Реализация проекта «Юные исследователи» .
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности. Название. Цель.
Чтение художественной литературы Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.
Разучивание потешки про солнышко. Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.
Эксперимент «Солнечные лучики» .
.
Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» . Способствовать развитию моторики рук, развитие речи.
Рисуем мелом на асфальте «Светит солнышко» . Цель: Познакомить детей с мелом, показать для чего нужен мел, как мел рисует на асфальте, развивать речь, социализировать детей в обществе, развивать физические качества.
Слушанье и пение песни «Солнышко» . Формирование у детей интереса к солнышку, его красоте.
Труд: «Привлечь детей к мытью игрушек» . Развивать трудолюбие, бережное отношение к игрушкам.
Наблюдение: Игрушки на солнышке сохнут быстрее, чем в тени.
Рисование «Светит солнышко» . Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру. Развивать художественно - эстетическое восприятие окружающих предметов, воспитывать аккуратность, интерес к работе.
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» . Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» . Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.
Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом.
Дидактическая игра «Воздушный шарик» дети надували шарики, чтобы они становились упругими. Воспитатель с помощью этой игры, показывал детям, что внутри шарика находиться воздух.
Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.
Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится.
Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» . Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.
Игра «Пускание мыльных пузырей» . Стимулировать двигательную активность.
Труд: Сбор мусора на участке. Воспитывать желание помочь взрослым.
Наблюдение: За чистотой на участке, за травкой.
Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
Лепка: «Мой мяч» . Учить лепить округлые предметы из пластилина круговыми движениями.
Экспериментирование «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.
Рисование на мокром песке Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.
Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» . Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» . Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.
Игра «Чувствительные ладошки» . Цели: Закрепить знание свойств песка. Способствовать развитию речи, рассматривая иллюстрацию узнавать героев сказки, отвечать на вопросы. Развивать мелкую моторику, слуховое внимание. Научить, прислушиваясь к себе, проговаривать свои ощущения.
Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» . Развивать познавательную и речевую деятельность детей.
Игра с песком «Пропусти через сито» . Помочь в изучении свойств сырого и сухого песка, в совершенствовании конструктивных умений.
Труд: «Сбор песка в песочницу, с помощью лопаток, грузовых машин» . Воспитывать желание трудиться вместе, развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.
Наблюдение: «Из чего состоит песок» . Помочь детям пронаблюдав за песком сделать вывод. Что песок состоит из множества песчинок.
Культурно - гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой
Гигиенические процедуры: обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям (потешкам, стихам и т. д)
Изучение потешек о воде. «Водичка, водичка умой моё личико» . Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.
Дидактическая игра: Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Игры-опыты «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.
Экспериментирование «Переливание воды»
Опыт «Водичка сладкая, солёная» . Помочь детям получить представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус.
Труд: «Поливаем цветы» . Сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.
Экспериментирование «Переливание воды» . Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.
Беседа «Свойства воды» . Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Рисование «Красивые чашки для волшебницы-воды» (коллективная работа) , по мотивам народной песенки «Ладушки, ладушки. Цели: напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке; учить договаривать слова, фразы; развивать моторику рук; совершенствовать умение рисовать тычком, стараясь равномерно расположить рисунок.
Чтение художественной литературы. А. Барто «Девочка – чумазая» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.
Эксперимент «Мыло-фокусник» . Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.
Подвижная игра «Раздувайся пузырь» . Цель: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.
Дидактическое упражнение «Ветерок» «Пф-ф» (дуют на осенний лист) . Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
Чтение стихотворения «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч»
Закрепить знания детей о ветре, причинах его возникновения, роли в жизни человека.
Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» . Учить остужать еду, слегка подув на неё.
Труд: «Собрать веточки на участке сорванные ветром» . Формировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.
Эксперимент «Послушный ветерок» . Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.
3 этап Заключительный.
Вывод: В результате реализации летнего проекта «Юные исследователи» , можно твердо сказать, что у малышей существует интерес и желание выполнять различные упражнения, эксперименты, опыты, исследования, играть с песком и водой, вести здоровый образ жизни, так как это весело и увлекательно.
Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Так же способствует развитию любознательности, развитие всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.
Организуя игры с водой и песком, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют
внутренней расслабленности малыша.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.
Но я считаю, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Приложение 1.
Картотека исследований, опытов, экспериментов.
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки» . Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой» . Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
9. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий) . Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть) ; что находится внутри шарика (воздух) ; откуда воздух берется (его выдыхают) . Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
10. «Юные кладоискатели» . Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается) . Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
11. «Строительство зоопарка» . На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный) . Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков) .
12. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками» . На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
13. Эксперимент «Солнечные лучики»
Цель: развитие воображения, восприятие величины.
Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.) .
Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии.
14. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.
15. «Из чего состоит песок» . На прогулке воспитатель предлагает насыпать песок на листок бумаги, с помощью луп рассмотреть его. Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок) . Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка.
16. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
17. Эксперимент «Солнечные лучики» .
Рисуем на песке под прочитанное воспитателем стихотворение.
Цель: развитие воображения, восприятие величины.
Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии. Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.) .
Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом.
Я предлагаю тебе, дружок,
Рисунок создать песком.
Это совсем не сложно,
А все даже очень просто
И что, в общем-то, замечательно,
Песком рисовать увлекательно.
Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.
Плавно пальцами волну начерти,
И поплывут на картине ручьи.
Пальцы большие навстречу веди
И ель на картине изобрази.
Если песок струей насыпать,
Ствол дерева сможешь ты показать.
А если сверху песок распылять,
То дереву крону ты сможешь придать.
Чтоб показать облака в небесах,
Пальцы свои сожми в кулачках.
И по стеклу кулачками кружа,
Ты нарисуешь вверху облака.
Я рассказала тебе лишь крупицу,
Как фантазия может развиться.
Стоит лишь только начать рисовать
И идеи уже не унять.
Сможешь даже, легко и шутя,
Фильм динамичный создать из песка.
18. Подвижная игра «Солнышко и дождик» .
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!»
Ребята, давайте погуляем. Ходьба врассыпную. Дети выполняют движения, подражаю воспитателю, топают ножками, хлопают в ладоши, выполняют прыжки на двух ногах на месте. - Ой, дождик идет! Скорей домой! (Дети бегут и садятся на скамеечку)
«Дождик, дождик, веселей,
Капли капай не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Никого дождик не замочил.
Приложение 2
Картотека потешек, пальчиковых и дидактических игр.
1. Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Потешка про солнышко.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
3. Потешка о воде.
Водичка, водичка.
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели.
Чтоб щечки горели
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
4. Дидактическая игра: «Чувствительные ладошки» . Воспитатель ставит на стол тазик с водой. Дети опускают ладоши в воду, закрывая при этом глазки. Воспитатель просит детей почувствовать, какая вода. Затем дети открывают глаза и рассказывают воспитателю о своих ощущениях.
5. Дидактическая игра «Воздушный шарик» .
Рассматривает воспитатель вместе с детьми два воздушных шарика (один сильно надут упругий, другой слабо мягкий. С каким шариком лучше играть? Почему? Воспитатель предлагает подуть, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть) ; что находиться внутри шарика (воздух, откуда берётся (его выдыхают) . Игра со вторым шарикам. Надуваем, чтобы был упругий, опускаем шарик с отверствием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух»
6. Дидактическая игра «Пускание корабликов» .
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
7. Дидактическое упражнение «Ветерок» . Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф» (дуют на осенний лист) . Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще три раза.
8. Дидактическая игра. Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы» ; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Ход игры: На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делали.
Литература
Конспект НОД в первой младшей группе
Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)
«Лаборатория неживой природы»
(младшая группа)
Проблема: Как познакомиться с неживой природой?
Исследуемый объект «Воздух» .
Цель: формировать познавательную активность детей; продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Сегодня к нам опять пришёл в гости наш друг Экоша. Давайте поздороваемся с ним. (здороваются) . Экоша принёс нам воздушные шарики (показывает воздушные шары – один хорошо надут, второй – наполовину, посмотрите какие красивые! Какого цвета эти шарики (дети отвечают) . Хотите поиграть с шариками? (дети играют с шариками и в ходе игры выясняется, что с первым шариком играть лучше, так ка он легко отбивается, «летает» , плавно опускается вниз и пр.)
Постановка проблемы: почему один шарик хорошо летает, а другой – плохо?
Дети вместе с воспитателем обсуждают причину различия в шариках и приходят к выводу, что один хорошо надут, а второй – нет, слабо.
Воспитатель: нам с Экошей так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, но только что для этого нужно сделать я не знаю, Экоша тоже не знает. Как вы думаете, ребята, как нам поступить? (дети выдвигают свои предположения и вместе приходят к выводу, что шарик нужно побольше надуть) .
Воспитатель: Вы считаете, что шарик нужно ещё надуть? (ответы детей) . А зачем его надувать, что находится внутри шарика? (воздух) . А как же воздух попал в шарик? (его туда выдыхают) .
Воспитатель: Давайте покажем Экоше, как человек вдыхает и выдыхает воздух. Посмотри, Экоша, как наши ребята умеют вдыхать и выдыхать воздух.
2. Мотивационный момент:
Игра 1. Совместная детско-взрослая деятельность: (дети кладут руку себе на грудь)
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух, который вдыхаете и выдыхаете? (ответы детей) . Конечно же, его никто не видит. Воздух – он невидимка. Давайте вместе посмотрим на экран (показ презентации про воздух)
3. Основной момент:
А как же нам с вами быть, мы же должны Экоше показать, что такое воздух? (предположения детей; воспитатель подводит детей к тому, что воздух можно почувствовать) .
4. Практическая деятельность:
Опыт – игра 2.. Совместная детско-взрослая деятельность:
«Воздух в человеке» .
Ребята, я хочу вам что-то показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка и воспитателя)
Что вы здесь видите?
Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей) .
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите!
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, давайте вдохнём носиками, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Физкультминутка: А сейчас я расскажу вам стишок про ветер и мы немного разомнёмся.
Физ. минутка:
Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;
Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;
Тает снег от лучей, садимся на корточки;
Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. идём большими шагами;
Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;
В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками» ;
Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;
И отряхается. трясём руками;
А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;
И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;
садимся на корточки.
Воспитатель: Отдохнули? Ребята, я знаю одну тайну, хотите открою её вам? (ответы детей) . Хорошо, слушайте! Вы знаете, что при помощи воздуха можно не только дышать, но и рисовать? Хотите попробовать? Тогда приступаем.
Игра-опыт 3. «Картинки из воздуха»
Детям предлагаются листы бумаги, на которые воспитатель капает каплю цветной воды, а дети дуют через соломинку на эту каплю и получают различные графические изображения.
5. Итоговый момент.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как воздух помог вам создать такие интересные работы. (дети показывают, у кого что получилось. Педагог смотрит, интересуется, на что похож каждый рисунок) . Далее педагог подводит итог о том, что дети узнали про воздух:
В конце совместной деятельности педагог хорошо надувает второй шарик и дарит детям веера для свободной деятельности.
Проект для средней группы «Воздух-невидимка»
Паспорт проекта9. Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут:
проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
10. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Что такое воздух?
Какой он?
Зачем он нужен людям, животным и растениям?
Как можно увидеть воздух?
Как можно услышать воздух?
Как можно почувствовать воздух?
Имеет ли воздух силу и вес?
Почему нам бывает жарко и холодно?
Где живет теплый воздух, где - холодный?
11. Предполагаемый результат:
итоговое занятие; презентация проекта в ДОУ; творческая презентация с участием детей: «Опыты и эксперименты дома»; оформление папки проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировали от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Попугайчик Кеша, от имени которого предлагаются задания, и которому дети рассказывают о своих экспериментах и выводах.
Теоретическая часть:
составление перспективного плана работы с детьми,
анкетирование родителей
разработка конспектов
описание опытов;
консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».
Практическая часть:
Наблюдения на прогулке
Игры-эксперименты по данной проблеме в ДОУ и дома.
Схема реализации проекта: оснащение уголков (Связь с другими видами деятельности)
Уголок экспериментирования «Лаборатория»:
Емкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.
Уголок познавательный: Энциклопедии, карточки-схемы свойств воздуха,
альбом: «Как люди используют воздух», алгоритмы выполнения опытов.
Уголок творчества: зарисовки опытов; свободное рисование по теме, изготовление вертушек, вееров.
1. Уголок книги:
загадки, стихи, художественная литература (чтение худ. литературы:, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок… » Г. Лагздынь; чтение экологической литературы) пословицы, поговорки.
Уголок природы: Схематичное изображение теплого и холодного воздуха.
Уголок безопасности: правила безопасности в стихах при проведении опытов.
Уголок театрализованной деятельности: шапочки для д/игры: «Воздух-теплый, воздух-холодный. »
Уголок физкультуры: резиновые и надувные мячи и другие надувные спортивные игрушки, физкультминутки.
Уголок музыки: фонограмма произведения Вивальди «Ветер»
3 этап: заключительный
Итоговая НОД: «Невидимый Волшебник»
Презентация проекта в ДОУ
Творческая презентация с участием детей: «Экспериментируем дома»
Составление проектной папки
Результат проекта
Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по
обнаружению воздуха
Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха
Имеют представление о свойствах воздуха
Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным
Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух
Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения