Авиация россии. Авиация россии Максимальная скорость су 34

28.03.2024
примет участие в тренировке воздушной части парада Победы на Красной площади в Москве в понедельник 5 мая, сообщил РИА Новости помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.

Фронтовой бомбардировщик Су‑34 является результатом последовательного воплощения в жизнь концепции создания на базе конструкции истребителя Су‑27 целого семейства боевых машин. Су‑34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям, при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.

Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В его основу была положена концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета с другой. Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т‑10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су ‑27ИБ, т.е. "истребитель‑бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су - 34.

Отличительными особенностями самолета являются двухместная бронированная кабина (капсула), большой радиус действия, новые высокопроизводительные компьютеры, цветные жидкокристаллические индикаторы, приемник спутниковой навигации и новый цифровой комплекс средств связи. СУ‑34 выполнен по схеме «триплан» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Самолет имеет увеличенную емкость внутренних топливных баков, обеспечивающую, без применения ПТБ, практическую дальность полета 4000 км (вдвое больше, чем у СУ‑24 или F‑15Е). С тремя дозаправками СУ‑34 способен преодолеть расстояние 14 тыс. км, что соизмеримо с дальностью самолетов стратегической авиации.

Первый полет экспериментальной машины состоялся 13 апреля 1991 года в Жуковском. В 1993‑1999 годах были произведены несколько предсерийных самолетов, используемых для различных испытаний в летно‑исследовательском институте им. Громова (ЛИИ) и центрах боевого применения и переучивания личного состава (ЦБПиПЛС) ВВС России.

В ВВС России фронтовой бомбардировщик полностью заменит Су‑24.

На Западе Су‑34 получил наименование Fullback ‑‑ «защитник».

Летно- технические характеристики Су- 34

Экипаж ‑ 2 человека.

Габариты:

Размах крыла ‑ 14,7 м

Длина самолета ‑ 22 м

Высота самолета ‑ 5,93 м

Двигатели ‑ 2 / ТРДФ АЛ‑35 (АЛ‑31Ф)

Масса (в тоннах):

Взлетная нормальная ‑ 39 000

Взлетная максимальная ‑ 44 360

Максимальная боевая нагрузка ‑ 8000 кг (самого разного назначения - от свободно падающих фугасок до крылатых ракет и гидроакустических буев; последнее ‑ в варианте морской машины берегового базирования).

Скорость:

Максимальная у земли ‑ 1 400 км/ч

Максимальная на высоте ‑ 1 900 км/ч

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Основной задачей боевой авиации является нанесение ударов по врагу, уничтожение его живой силы, техники, укреплений, объектов инфраструктуры и других целей. Бомбардировщики разделяют на стратегические и тактические. В задачу последних входит нанесение ударов по переднему краю противника и в его ближайшем оперативном тылу.

Сегодня граница между различными классами боевых самолетов сильно размыта. К тактическим бомбардировщикам можно отнести практически любой самолет, способный нести ракетное и бомбовое вооружение. Только самолеты стратегической авиации продолжают занимать довольно специфическую нишу. Провести четкую границу между штурмовиком, фронтовым бомбардировщиком и истребителем-бомбардировщиком иногда довольно сложно.

Очень часто задачи фронтовых бомбардировщиков выполняют истребители-бомбардировщики – многоцелевые самолеты, которые могут не только наносить бомбовые удары, но и вести воздушный бой. Новейшим фронтовым бомбардировщиком, который сравнительно недавно был принят на вооружение ВВС России , является самолет Су-34. По некоторым своим характеристикам эта машина является одной из лучших в мире.

История самолета

В Советском Союзе к фронтовой авиации в конце 80-х годов прошлого века относились самолеты третьего поколения: Су-24 , МиГ-27 и Су-17 . Они были сделаны в 70-х годах, имели довольно неплохие технические характеристики, совершенное навигационное оборудование и системы прицеливания, эффективное вооружение. Однако, эти самолеты уже были устаревшими и не устраивали советское военное руководство. Поэтому в конце 80-х годов в ОКБ имени Сухого, на базе самолета Су-27 началась разработка нового фронтового бомбардировщика.

Разработка нового самолета началась в 1986 году. За основу был взят Су-27УБ (учебно-боевой), заводской индекс этой машины — Т-10В. Главным конструктором этого проекта был назначен Мартиросов. Разработчикам пришлось решать непростые и часто очень противоречивые задачи: в одном самолете требовалось соединить высокую маневренность и скорость с серьезной боевой нагрузкой и дальностью полета.

Базовый самолет Су-27УБ претерпел множественные изменения: на него сразу было установлено новое радиоэлектронное оборудование. Была изменена компоновка кабины: теперь два пилота сидели в кабине рядом, а не один за другим. Кроме того, была несколько изменена геометрия крыла, у самолета появился новый наплыв, были установлено переднее горизонтальное оперение. В новом самолете решили не применять регулируемые воздухозаборники. Новое размещение пилотов в кабине позволило улучшить эргономику, сделало более удобными дальние полеты. В 1988 году появился первый эскизный проект нового самолета.

Для нового Су-34 была разработана система дозаправки в воздухе.

Военные были не в восторге от некоторых нововведений, которые конструкторы предусмотрели на новой машине, но все-таки они были внедрены в жизнь.

В 1990 году проектирование нового самолета было завершено, а в конце года был построен прототип машины. Однако, потом страна, в которой начинали строить этот самолет, исчезла с политической карты мира, и работы были надолго приостановлены.

В 1992 году будущий фронтовой бомбардировщик Су-34 был показан журналистам. Серийный Су-34 поднялся в воздух в 1994 году на Новосибирском авиастроительном заводе, в следующем году машина была показана в Ле Бурже.

Государственные испытания Су-34 начались только в 2006 году, а завершены они были в 2011. В 2014 году бомбардировщик Су-34 приняли на вооружение Военно-воздушных сил России .

В 2019 году пятнадцать самолетов приняли участие в параде, в честь годовщины Победы во Второй мировой войне.

Российские Военно-воздушные силы планируют закупить 124 самолета Су-34. Одна такая машина стоит порядка одного миллиарда рублей. НАРО имени Чкалова, где будут собираться самолеты, вложила серьезную сумму в модернизацию сборочной линии.

Общее описание

Фронтовой бомбардировщик Су-34 создан для нанесения бомбовых ударов в тактическом и оперативном тылу противника, в любых метеоусловиях, днем или ночью, в том числе, используя малые высоты. Также этот самолет может вести воздушный бой и уничтожать машины противника.

Самолет создан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Су-34 имеет два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми и двухкилевое вертикальное оперение. Хвостовое оперение – цельноповоротное.

Шасси самолета – трехопорное. Передняя стойка имеет два колеса, главные стойки оснащены четырьмя колесами.

В передней части самолета находится РЛС, прикрытая ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем, а также кабина пилотов. В передней части машины установлена специальная штанга, которая используется для дозаправки в воздухе. Кабина пилотов защищена титановой броней, ее толщина – 17 мм. Также бронирован и основной топливный бак самолета. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Вход в кабину расположен в нише носовой стойки шасси. Фонарь кабины открывается только для проведения технических работ. Вес бронированной кабины составляет 1,5 тонны.

В кабине предусмотрена зона отдыха, в которой есть аптечка, запас питьевой воды, микроволновая печь и биотуалет. В кабине установлены два ка­та­пульт­ных крес­ла, которые обеспечивают экстренную эвакуацию экипажа из самолета на всех скоростях и режимах полета. Каждый член экипажа имеет специальный спасательный набор, в который входит радиомаяк, спасательный плот, запас продуктов, снаряжение и медикаменты.

Хвостовая часть самолета Су-34 состоит из двух отсеков с двигателями, центральной и хвостовой балки.

Воздухозаборники двигателей – нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение.

На самолете установлены два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми АЛ-31Ф. Также есть и вспомогательная силовая установка. Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения.

Истребитель-бомбардировщик имеет четыре топливных бака, с общей емкостью более двенадцати тысяч литров.

Радиоэлектронное оборудование представлено радаром заднего обзора, который позволяет выявлять цели в задней полусфере, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, в его состав входят инер­ци­аль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма, с при­ём­ни­ком спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы и сред­ст­ва­ми ра­дио­на­ви­га­ции.

Комплекс БРЭО Ш-141 включает в себя РЛС с фазированной решеткой, систему РЭБ и бортовой компьютер, который обрабатывает полученные данные. РЛС позволяет совершать полет на сверхмалых и малых высотах. Также на Су-34 установлено тепловизионные и телевизионные системы прицеливания, которые совмещены с лазерным дальномером-целеуказателем. БРЛС может вести сразу несколько воздушных целей (до десяти) и обнаруживать даже малоразмерные наземные цели на значительном расстоянии.

Су-34 имеет 12 точек подвески. Самолет оснащен автоматической 30-мм пуш­кой ГШ-301 (бое­ком­плект 180 сна­ря­дов). На самолет могут быть установлены управ­ляе­мые, кор­рек­ти­руе­мые и не­управ­ляе­мые бомбы и ра­ке­ты весьма ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры.

Вот некоторые виды вооружения, которые устанавливаются на Су-34:

  • НУР различных калибров;
  • бомбы разных типов (34 х 100 кг, 22 х 250 кг, 12-16 х 500 кг);
  • управляемые ракеты типов (Х-25, Х-29, Х-31П, Х-59, Х-59М, «Альфа», «Яхонт», «Москит»);
  • корректируемые бомбы (КАБ-500 и КАБ-1500);
  • ракеты типа Х-59М;
  • бомбы КАБ-1500 (3 шт.);
  • радиобуи разных типов;
  • ракеты типа Р-27 (до 8 шт.);
  • ракеты Р-77 (до 8 штук) средней дальности;
  • ракеты Р-73 (до 6 штук) малой дальности.

Оценки Су-34

Су-34 готовится стать основной ударной машиной российской армии. Он уже участвовал в реальных боевых действиях, во время грузинской войны в 2008 году. Однако, оценка этого самолета не совсем однозначна.

В 2008 году Су-34 не смог применять высокоточное оружие и наносил удары обычными бомбами и ракетами.

В современной войне одной РЛС для обнаружения и уничтожения целей явно недостаточно, что и показали события в Грузии и на Северном Кавказе. Для гарантированного обнаружения таких целей необходимы совершенные тепловизионные и телевизионные системы, а они у Су-34 не на высоте. В борьбе с высокотехнологическим противником РЛС Ш-141 самолета будет активно подавляться, да и она сама по себе является демаскирующим фактором.

Су-34 был одним из самых лучших машин в мире в конце 80-х годов прошлого столетия, однако сейчас многие его системы уже устарели. Этот самолет имеет мощное вооружение, но прицельный комплекс должен быть усовершенствован.

В настоящее время Су-34 является наиболее продвинутым ударным самолетом России, и он должен заменить явно устаревшие Су-24.

Технические характеристики

Ниже указаны технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-34.

Самолет Су-34
Год создания прототипа 1990
Годы серийного производства с 1993
Длина самолета, м 23,3
Размах крыла, м 14,7
Площадь крыла, м 62
Масса:
максимальная взлетная, кг 45 000
топлива во внутренних баках, кг 12100
боевой нагрузки, кг 8 000
Тип двигателей АЛ-31Ф
Тяга на форсаже, кгс 2×12 800
Максимальная скорость полета, км/ч 1 900
Максимальное число М 1,8
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1 400
Практический потолок, м 15 000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Дальность полета с полной заправкой:
на большой высоте, км 4 000
у земли, км 1 400

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Как известно американцы обожают составлять различные рейтинги, в том числе и касающиеся и техники. Естественно в этих рейтингах первые места занимают образцы и изделия американского производства.


24 октября на «Военном обозрении» появилась публикация: «Су-30СМ и F-22: достоинства и недостатки». В которой автор Дейв Маджумдар на полном серьёзе утверждает, что российские боевые самолёты Су-30СМ, являющиеся во многом прямыми аналогами F-15E Strike Eagle и F/A-18F Super Hornet, при встрече с американскими истребителями обречены на поражение.

Оставим это весьма спорное умозаключение на совести автора и попробуем сравнить американский истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle с российской машиной аналогичного назначения – Су-34.

Аналогом истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle в российских ВВС следует считать именно ударный Су-34, а не многоцелевой Су-30СМ. Определяющим фактором в этом случае является наличие на Су-34 специального прицельно-навигационного комплекса адаптированного для использования ракетно-бомбового вооружения «воздух-земля».

Способность нести бомбовую нагрузку, а так же наличие в экипаже Су-30СМ двоих лётчиков не являются главными признаками в классификации. Ведь российские Су-27СМ и Су-35 тоже могут применять свободнопадающие бомбы и НАР, но никто в здравом рассудке не запишет эти тяжелые истребители в бомбардировщики.

Хронология создания и принятия на вооружение

Самолёты F-15E и Су-34 созданы на базе тяжелых истребителей завоевания превосходства в воздухе F-15 и Су-27. Они предназначались для замены ударных самолётов с изменяемой геометрией крыла – «прорывателей ПВО»: F-111 и Су-24.

Исторически сложилось, что американский F-15E Strike Eagle появился в строевых частях намного раньше российского Су-34. Первые «Ударные Орлы» поступили на вооружение 4-го авиакрыла на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина в декабре 1988 года. В общей сложности до 2001 года для американских ВВС было построено 236 самолётов этого типа. В середине 90-х один F-15E обходился американской казне в 43 млн.$.

«Тридцатьчетвёрка» была готова к началу серийного производства в 1994 году, но из-за недостатка финансирования и распада производственной кооперации и хозяйственных связей между предприятиями бывшего СССР перспективы этой машины в течение длительного времени оставались неопределёнными.

Про Су-34 вспомнили вначале 2000-х в связи с необходимостью замены Су-24М в авиаполках фронтовой бомбардировочной авиации. Заключительный этап государственных совместных испытаний «тридцатьчетвёрки» завершился в сентябре 2011 года. Только в начале 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение ВВС России.

В связи с острой потребностью в этом боевом самолёте ещё до принятия на вооружение в 2008 году был подписан первый контракт на поставку 32 Су-34. Серийное производство началось на НАПО им. Чкалова в Новосибирске, где до 1993 года велось строительство фронтовых бомбардировщиков Су-24М. При этом стоимость Су-34 составляла в 2008 году около одного миллиарда рублей.

В 2012 году согласно ещё одному контракту количество самолётов, поставляемых до 2020 года, было увеличено ещё на 92 единицы. По мере увеличения количества построенных Су-34 их цена в абсолютном выражении должна снижаться.

Конструкция, оборудование и вооружение

Компоновка истребителя бомбардировщика F-15E Strike Eagle опирается на двухместный учебно-боевой F-15D. По сравнению с F-15D планер истребителя-бомбардировщика несколько усилен. Лётчики в двухместной кабине F-15E сидят друг за другом. В соответствии с ударными задачами на самолете подверглись изменению его БРЭО и вооружение.

Особенностью F-15E стало применение на этом самолёте конформных топливных баков, которые представляют собой специальные несбрасываемые ёмкости для топлива обтекаемой формы, навешиваемые на боковые поверхности фюзеляжа. Образующиеся зазоры ликвидируются специальными эластичными прокладками.


Установка конформных топливных баков на F-15E

Конформные баки по сравнению с подвесными не так увеличивают лобовое сопротивление самолёта, позволяя выполнять полёты со скоростью до 1,8 М. Запас авиационного топлива при этом увеличивается более чем на 2/3. Узлы подвески на поверхности конформных баков позволяют размещать дополнительное вооружение. Общий запас топлива во внутренних и конформных баках достигает 10217 кг. Возможна подвеска 3 ПТБ общей емкостью 5396 кг.

Запас топлива во внутренних баках на Су-34 превышает 12000 кг. Боевой радиус действия и перегоночная дальность полёта Су-34 и F-15E практически равны, но российский бомбардировщик может нести большую бомбовую нагрузку на ту же дальность. Боевой радиус действия Су-34 при полете на малой высоте несколько больше. Оба самолёта оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Тяговооруженность F-15E (отношение тяги двигателей к весу самолёта) при подвеске только УР «воздух-воздух» составляет - 0,93, что несколько выше соответствующего показателя у Су-34, у которого тяговооруженность составляет - 0,71. Это объясняется тем, что Су-34 значительно тяжелей. Так масса пустого Су-34 составляет - 22 500 кг, а F-15E - 14 300 кг. Но это не означает, что Су-34 является более лёгким противником в ближнем воздушном бою.

Американский самолёт имеет несколько большую максимальную скорость - до 2,5М. Однако указанные скоростные показатели F-15E могут быть достигнуты при отсутствии внешних подвесок, при использовании ПТБ скорость ограничивается – до 1,4М. Российский бомбардировщик разгоняется - до 1,8М. Крейсерская скорость у обеих машин при выполнении ударных заданий практически одинакова. Большая масса Су-34, в какой-то мере является платой за лучшую защищённость и больший комфорт для экипажа.

Отличием «Сухого» от «Страйк Игла» является просторная двухместная кабина, в которой лётчик и штурман сидят в катапультных креслах К-36ДМ «плечом к плечу». В кабине Су-34 имеется миникухня с микроволновой и санузел, что существенно облегчает дальние полёты продолжительностью до 10 часов. Система кондиционирования кабины позволяет лётчикам работать без кислородных масок на высоте до 10000 метров.


Кабина F-15E


Кабина Су-34

Кабина Су-34 выполнена в виде прочной титановой бронекапсулы с толщиной брони до 17 мм. Бронёй так же прикрыты некоторые жизненно важные агрегаты самолёта. Это в определённой мере повышает выживаемость самолёта, а, самое главное, даёт дополнительные шансы на спасение экипажу фронтового бомбардировщика.

Вход в защищённую бронёй кабину осуществляется через нишу передней стойки шасси. За характерную форму передней части Су-34 получил в войсках имя – «Утёнок».

Российский и американский боевые самолёты оснащены прицельно-навигационными комплексами для эффективного применения авиационного вооружения «воздух – поверхность» в любое время суток и в сложных погодных условиях. А так же средствами РЭП, встроенной и подвесной аппаратурой, позволяющей совершать скоростные маловысотные «броски» на предельно малой высоте в любое время суток.


Картинка в кабине пилота F-15E, транслируемая системой LANTIRN

В состав БРЭО фронтового бомбардировщика Су-34 входит комплекс РЭБ Л-175В "Хибины-10В", который имеет уникальные для нашей фронтовой авиации характеристики. Комплекс обеспечивает индивидуальную и групповую защиту от противовоздушных и авиационных средств поражения.


Су-34 с контейнерами комплекса РЭП Л-175В на консолях крыла и с контейнером групповой защиты под фюзеляжем

В отличие от фронтового бомбардировщика предыдущего поколения Су-24М, аппаратура постановки помех которого была разработана для противодействия станциям наведения зенитных ракет американского производства: «Найк-Геркулес», «Хок» и «Пэтриот», комплекс РЭП Су-34 работает в более широком диапазоне. Он может ставить эффективные помехи любым РЛС и ЗРК вне зависимости от страны производителя.

РЛС обоих самолётов способны обнаруживать воздушные цели на большой дистанции, по своим характеристикам они сравнимы с аналогичными станциями, установленными на «чистых» истребителях.

Американская РЛС AN/APG-70 может видеть воздушные цели на дальности 180 км, ожидается, что на части F-15E эта станция будет заменена РЛС АФАР AN/APG-82.

РЛС Ш-141 и AN/APG-70 так же могут использоваться в режиме картографирования земной поверхности и обеспечивают обнаружение наземных и надводных радиоконтрастных целей, а также применение оружия. Дальность обнаружения крупных наземных и надводных целей РЛС Ш-141 составляет 200-250 км.

Российский радиолокационный комплекс Ш-141 обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности 100 км. Он может сопровождать до 10 воздушных целей и вести обстрел 4 целей.

Кроме того на Су-34 на этапе проектирования была предусмотрена РЛС обзора задней полусферы для предупреждения экипажа об атаке ЗУР и истребителей противника. Эта опция на Су-34 должна была существенно повысить шансы на выживание во время выполнения боевого задания. Но пока станция обзора задней полусферы до рабочего состояния не доведена.

Для замены разведывательных Су-24М оренбургское ОАО ПО "Стрела" получило заказ от компании «Сухой» на проектирование комплексных контейнеров разведки (ККР) «Сыч» для фронтового бомбардировщика Су-34. Предполагается выпуск разведконтейнеров трех вариантов: радиотехнического, радиолокационного и оптико-электронного.

Встроенная 30 мм пушка ГШ-301 выигрывает у пушки, установленной на F-15E по могуществу действия снаряда. На 12 узлах подвески Су-34 могут быть размещены все типы авиационных средств поражения «воздух-поверхность», состоящие на вооружении российской фронтовой авиации общей массой до 8000 кг.

С учётом экспортных заказов для Су-34 адаптированы подвесные контейнеры Damocles, обеспечивающие применение управляемых авиационных бомб с лазерным наведением BGL стандартов НАТО.

Так же, как и F-15D, ударный F-15E вооружен встроенной 20 мм пушкой M61 Vulcan, но, по сравнению с «чистыми» истребителями, боекомплект к ней сокращён с целью освобождения веса и свободного пространства для дополнительного оборудования.
Истребитель-бомбардировщик F-15E способен нести на 9 узлах подвески широкий спектр боеприпасов класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Общая масса полезной нагрузки на внешней подвеске может достигать 11 000 кг.

Однако следует понимать, что большая по сравнению с «тридцатьчетвёркой» бомбовая нагрузка на «Страйк Игле» во многом является фикцией. Одиннадцать тонн – это общая полезная нагрузка с учётом ПТБ и конформных баков. В случае полной заправки на бомбы и ракеты остаётся около 5000 кг. По этому показателю F-15E несколько уступает Су-34.

В состав вооружения F-15E входят управляемые и неуправляемые бомбы массой до 2270 кг, в том числе JDAM (комплект на основе GPS, превращающий свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие), кассетные боеприпасы, управляемые ракеты AGM-65 Maverick, тяжелые AGM-130 и AGM-158, противорадиолокационные ракеты HARM, ПКР Harpoon. F-15E является носителем тактических ядерных бомб семейства В61.

Служба и боевое применение

По состоянию на 2014 год в ВВС США и Национальной гвардии имелось 213 F-15E. Эти истребители-бомбардировщики развёрнуты в США на авиабазах Сеймур Джонсон, Эглин, Люк, Нэллис, Маунтин-Хоум, Элмердорф, в Великобритании на авиабазе ВВС США Лэйкенхис.


Спутниковый снимок Google earth: истребители-бомбардировщики F-15E на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина

F-15E участвовали в многочисленных вооруженных конфликтах, развязанных США. Их первым боевым эпизодом стало участие в компании против Ирака в 1991 году. «Ударные Орлы» бомбили объекты иракской инфраструктуры и войска, охотились за мобильными ракетными установками «Скад».

Там американцы впервые встретились с МиГ-29, обе стороны применяли в воздушном бою управляемые ракеты, но безрезультатно. Впрочем, ВВС Ирака вели себя пассивно, гораздо большую угрозу для американских ударных машин представляли иракские средства ПВО. От их огня в 1991 году были потеряны два F-15E, экипаж одного из них погиб.

В следующий раз F-15E появились над Ираком в 1993 году, когда они обеспечивали бесполётную зону на севере этой страны. Кроме воздушного патрулирования самолёты наносили удары по иракским РЛС, ЗРК и военным объектам.

В том же 1993 году «Страйк Иглы» участвовали в операции на Балканах. Силы НАТО вмешались во внутренний конфликт в Югославии, назначив виновной во всех грехах стороной сербов. В первую очередь экипажи F-15E были задействованы в уничтожении позиций ПВО. После чего начали безнаказанно бомбить сербские сухопутные подразделения в Боснии и Хорватии.

В марте 1999 года американские истребители-бомбардировщики бомбили Югославию. Приоритетными целями для них опять стали сербские РЛС и ЗРК. F-15E совершали боевые вылеты с итальянской авиабазы Авиано и британской Лэйкенхис.

Вскоре после терактов 11 сентября 2001 года F-15E наносили удары по талибам в Афганистане, взлетая с кувейтской авиабазы Ахмед Аль Джабер. На первом этапе операции ударам корректируемыми бомбами GBU-15, GBU-24 и GBU-28 были подвергнуты тренировочные лагеря, склады вооружения и боеприпасов, а так же входы в пещеры, в которых по данным разведки могли находиться руководители Аль-Каиды и движения Талибан. В дальнейшем, после уничтожения крупных стационарных целей, F-15E действовали по заявкам союзных сухопутных войск.


F-15E над Афганистаном в ходе операции Mountain Lion, 2006 год

Во время боевых вылетов в Афганистане, американские истребители-бомбардировщики обычно не снижались ниже 2000 метров над горными хребтами, дабы избежать поражения ракетами ПЗРК.

В начале марта 2002 года несколько F-15E принимали участие в ставшей впоследствии широко известной «Операции Анаконда». Целью операции был захват или физическая ликвидация руководства Аль-Каиды в Афганистане и уничтожение баз и укрытий боевиков в долине Шахи-Кот.

С самого начала из-за ошибок в планировании и недостоверных разведданных операция пошла не так. Американцы в несколько раз недооценили силы противника в этом районе. Как выяснилось позже, здесь присутствовало до 1000 боевиков.

Во время высадки сил специального назначения были сбиты два вертолёта MH-47 Chinook, потери в живой силе составили 8 убитых и 72 раненых американских военнослужащих.

Только благодаря воздушной поддержке, в том числе и оказываемой несколькими F-15E, американцам удалось переломить ход боя и избежать полного уничтожения высаженного десанта. При этом одному истребителю-бомбардировщику F-15E пришлось вести огонь из 20 мм пушки по наступающему на позиции американских спецназовцев талибам до полного израсходования боеприпасов, чего в американских ВВС не было со времён Вьетнама.

В Афганистане не обошлось без «нежелательных инцидентов». 22 августа 2007 года F-15E сбросил 500-фунтовые (230 кг) бомбы на британских военнослужащих. При этом были убиты трое солдат. 13 сентября 2009 года экипаж F-15E привлекли к перехвату беспилотника MQ-9 Reaper, который перестал реагировать на команды с земли, после чего возникла вероятность его вторжения в воздушное пространство другой страны. 18 июля 2009 года F-15E разбился в центральной части Афганистана, погибли два члена экипажа.

В январе 2003 года часть истребителей бомбардировщиков F-15E 4-го истребительного авиаполка с авиабазы Сеймур Джонсон была развёрнута на катарской авиабазе Аль Удейд. Они действовали в южной и западной части Ирака, нанося удары по радарам, аэродромам, ретрансляторам, узлам связи и штабам, парализуя, таким образом, управление иракскими войсками.

По мере разрастания масштабов боевых действий число «Страйк Иглов», действующих в Ираке, увеличивалось. В феврале 2003 года бомбардировщики этого типа были заняты уничтожением иракских противовоздушных систем на границе с Иорданией, что дало впоследствии возможность беспрепятственно летать там самолётам коалиции. Считается, что F-15E во время компании 2003 года уничтожили около 60% целей разбомбленных тактической авиацией ВВС США. Один самолёт был сбит зенитным огнём в районе Тикрита, экипаж погиб.

В 2011 году в рамках операции «Рассвет Одиссея» F-15E применялись для обеспечения соблюдения бесполетной зоны над Ливией. При этом один самолёт при не выясненных обстоятельствах был потерян, оба лётчика успешно катапультировались и были спасены.

В сентябре 2014 года F-15E бомбили объекты ИГ в Ираке и Сирии (операция «Неотъемлемая решимость»), совершив до 37 % боевых вылетов, выполненных авиационной группировкой западных стран. Однако, по мнению наблюдателей, результативность этих атак была невысокой. Основной целью воздушных ударов было не разгромить халифат, а выдавить исламистов из Ирака в Сирию.

В общей сложности за годы эксплуатации в ходе боевых действий и в катастрофах потеряно 15 истребителей-бомбардировщиков F-15E из состава ВВС США, значительная часть потерянных самолётов разбилась в ходе тренировочных полётов на предельно-малой высоте.

Су-34 имеет не столь богатую боевую биографию, так как он совсем недавно появился в российских боевых авиационных частях. Первые Су-34 поступили в 929-й Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова, расположенный недалеко от города Ахтубинск, что в Астраханской области и в 4-й липецкий Центр боевой подготовки.


Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме в Липецке

Первым строевым полком стал 47-й отдельный смешанный авиационный полк на авиабазе Балтимор под Воронежем. В настоящее время на этом аэродроме ведётся масштабная реконструкция ВПП и инфраструктуры. Что позволит в будущем увеличить количество базирующихся здесь фронтовых бомбардировщиков.

4 июня 2015 года при посадке на аэродром Бутурлиновка в Воронежской области после выполнения планового учебно-тренировочного полета у самолета Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Фронтовой бомбардировщик выкатился за пределы ВПП и перевернулся.


Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме Бутурлиновка

Именно на аэродром Бутурлиновка были временно перебазированы Су-34 и Су-24М с авиабазы Балтимор на время реконструкции там ВПП.

В Ростовской области Су-34 получил 559-й БАП, базирующийся на аэродроме Морозовск. Здесь размещено 36 «тридцатьчетвёрок».

Первым «боевым крещением» Су-34 стал российско-грузинский вооруженный конфликт в августе 2008 года. Тогда эти, ещё официально не принятые на вооружение, фронтовые бомбардировщики прикрывали другие российские боевые самолёты бортовым комплексом постановки помех. Удары по грузинским средствам ПВО ракетами Х-58 под прикрытием станций РЭП Су-34 наносили фронтовые бомбардировщики Су-24М.


Грузинская РЛС 36Д6, уничтоженная противорадиолокационной ракетой

Анализ боевой деятельности Су-34 в Грузии показал, что этот фронтовой бомбардировщик нуждается в дальнейшем усовершенствовании прицельно-поискового оборудования. Для гарантированного обнаружения малоразмерных целей радиолокационного комплекса оказалось недостаточно. Для этого необходимы совершенные тепловизоры и телевизионные системы высокого разрешения. Не так давно в СМИ появились сообщения о разработке модернизированного варианта – Су-34М.

В сентябре этого года Су-34 в количестве 6 единиц были задействованы в операции российских ВКС в Сирийской Арабской Республике. Отмечается, что с этих новейших машин в ходе авиаударов по позициям и объектам ИГ используется управляемое авиационное вооружение.

Перспективы

В целом, сравнивая американский F-15E Strike Eagle и российский Су-34, можно отметить, что эти машины находятся на разном этапе жизненного пути. Су-34 только начинает свою долголетнюю службу, а F-15E уже готовится к её завершению. Ресурс многих F-15E уже заканчивается, и они будут списаны в течение ближайших 5 лет.

По сравнению с бомбардировщиком Су-34, который имеет солидную броневую защиту кабины и части агрегатов и лучше адаптирован для действий на малых высотах, американский F-15E имеет большую «истребительную направленность» - бронезащита на нём практически отсутствует.

Истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle в настоящее время является единственным в ВВС США боевым самолётом тактической авиации, который способен участвовать в дальних рейдах и выполнять длительные полёты на малой высоте.

Неизвестно, превзойдёт ли количество построенных Су-34 аналогичный показатель F-15E, поставленных в ВВС США, но уже сейчас ясно, «тридцатьчетвёрка» станет в будущем основой боевых машин фронтовой авиации.

В ближайшее время на Су-34 предстоит окончательно победить «детские болячки». Самолёты первой серии, а также предсерийные экземпляры значительно отличались друг от друга, что затрудняет эксплуатацию. На них отмечалась нестабильная работа РЛС и прицельно-навигационной системы.

В плане повышения надежности БРЭО и улучшения эксплуатационных характеристик Су-34 конструкторами и промышленностью ведётся серьёзная работа. В данный момент все строевые фронтовые бомбардировщики доведены до уровня 3-й заводской серии. На них установлены вспомогательные газотурбинные установки, предназначенные для запуска основных двигателей без аэродромного оборудования. Это позволяет в перспективе повысить автономность и расширить список аэродромов базирования.

Нет никаких сомнений, что на Су-34, которому в будущем предстоит стать основным российским фронтовым бомбардировщиком все «болезни роста» будут успешно преодолены и этому боевому самолёту предстоит большое будущее и долгие годы службы.

По материалам:
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1997_02/p6.php
http://www.richard-seaman.com
http://science.howstuffworks.com/f-151.htm

Су-34 - боевой самолёт поколения 4++. Является многофункциональным истребителем-бомбардировщиком, также позиционируется как фронтовой бомбардировщик.

На фото в полёте.

Су-34 разрабатывался для замены фронтового бомбардировщика Су-24 , поэтому может выполнять те же функции, а именно - нанесение ударов по наземным и надводным целям в любых погодных условиях в любое время суток.


Су-34 является глубокой модернизацией истребителя Су-27. На первых этапах разработки самолёт имел индекс Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик).


Первый полёт серийного самолёта Су-34 совершён в 1994 году.


Первый показ международной публике нового фронтового бомбардировщика состоялся на международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции в 1995 году. Самолёт был представлен под обозначением Су-32ФН (Su-32FN, от англ. Fighter - истребитель, Navy - морской). В связи с таким обозначением на некоторое время самолёт получил прозвище финка.


В дальнейшем, из-за формы передней части самолёта, напоминающий утиный клюв, Су-34 получил среди лётчиков прозвище «утёнок».


Полностью государственные испытания завершились в 2011 году и в 2014 году Су-34 приняли на вооружение армии России.


9 мая 2015 года в Москве проходил военный парад, в воздушной части которого участвовало 14 самолётов Су-34.

На фото Су-34 во время репитиции парада летят совместно с Су-27 и МиГ-29.


В 2008 году подписан контракт стоимостью 33,6 миллиардов рублей на поставку 32 самолётов Су-34. Работы по контракту начаты в 2009 году, срок выполнения контракта - 5 лет.


В 2012 году Министерство обороны РФ продолжило закупать новые машины, был подписан государственный контракт с компанией «Сухой» на производство и поставку в ВВС РФ до 2020 года ещё 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.


На 29 ноября 2015 года ВКС РФ получили 79 бомбардировщиков Су-34, из них 11 машин было передано в армию в 2015 году.


Сейчас все производственные мощности полностью загружены, на заводах идёт масштабное переоборудование с целью увеличить производственные возможности. Планируется выпускать до 20 самолётов Су-34 в год и к 2020 году полностью заменить новыми машинами морально устаревшие бомбардировщики Су-24.


По итогам эксплуатации самолёта Су-34 были выявлены некоторые технические недостатки, которые исправлялись. Самолёт развивался и улучшался, эти проблемы являются «болезнями роста», которые сопровождают любую новую машину.


Су-34 начал активно эксплуатироваться строевыми частями в 2012 году, и уже на следующий год половина авиационного парка имела достаточно серьёзный налёт: от 200 до 250 часов.