Организационное поведение. Социальные аспекты процесса профессиональной социализации студенческой молодежи Социализация одна из сторон профессионализации

16.02.2024

Сущность профессиональной социализации

Социализация сегодня определяется в качестве одного из значимых процессов становления личности. Что касается профессиональной социализации, то она является в большей степени процессом самоопределения и вхождения личности в профессиональную среду и, соответственно, в профессию. Профессиональная социализация включает в себя следующие элементы:

  1. Профессиональную ориентацию;
  2. Профессиональное самоопределение;
  3. Профессиональную адаптацию;
  4. Развитие профессионального самосознания специалиста;
  5. Развитие профессионально-трудовой социализации в процессе осуществления своих трудовых функций.

Личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, существуя при этом в условиях профессиональной среды. Она оказывает очень сильное влияние на профессиональное развитие личности, ее становление и способности совершенствоваться в различных профессиональных областях. Такие области могут быть схожими с профессиональными интересами индивида, а могут быть совершенно противоположными.

Профессиональная социализация и ее эффективность определяется постепенным самоопределением, а также «вхождением» обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом многие исследователи отмечают, что профессиональную социализацию следует определять как систему взаимозависимых и взаимосвязанных подсистем, которые описаны как в педагогической, так и в психологической литературе. Необходимо соблюдать комплекс «лицей-колледж-вуз» для того, чтобы человек получал определенные знания и навыки на разных этапах своего профессионального становления и развития.

Результатом профессиональной социализации становится профессиональная ориентация. Но, тем не менее, некоторые авторы указывают на то, что ориентацию можно считать также и исходным моментом профессиональной социализации. Наиболее точно о результате можно говорить тогда, когда человек полностью социализируется и получает наиболее полные и конкретные навыки в желаемой профессиональной сфере. Это значит, что он окончательно адаптируется к условиям и осознает свою ответственность за совершаемые поступки. При этом профессиональная социализация может привести человека к сомнениями по поводу осваиваемой профессии и, соответственно, натолкнуть его на мысли о том, что следует попробовать себя в иной сфере для того, чтобы усовершенствовать заложенные в личность навыки и знания.

Замечание 1

Таким образом, профессиональная социализация формирует потенциал будущего специалиста, особенности его успешного включения в процесс трудовой деятельности и обеспечивает последующее поддержание высокого уровня его профессиональной мобильности, гибкости в течение всей профессиональной карьеры.

При оптимальном процессе профессиональной и трудовой социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче знаний и опыта из поколения в поколение. Также передаются социокультурные установки, профессиональные взгляды, ценностные ориентации и социопрофессиональные навыки и умения, мастерство. Благодаря профессиональной социализации обеспечивается постепенное вхождение индивида не только в профессиональную, но также и в социальную жизнь. Им достигается та необходимая устойчивость, которая становится залогом успеха.

Особенности профессиональной социализации

Замечание 2

Профессиональная социализация разными исследователями рассматривается под разным углом. Тем не менее, все они сходятся во мнении о том, что это специфический адаптационный, интеграционный социально-психологический процесс, благодаря которому происходит усвоение профессионально-ролевых установок личности, норм и знаний, образцов профессионального поведения. В дальнейшем все вышеуказанные аспекты могут воспроизводиться в профессиональной деятельности. Все это лежит в основе потенциала для профессиональной мобильности личности.

Но профессиональная социализация – это не только обширный процесс: это также и механизм, который нацелен на осуществление формирования личностных, профессиональных и социальных качеств будущего специалиста. Именно эти качества и черты позволят ему в дальнейшем успешно выполнять определенные социальные роли и исполнять свои функции, которые обозначены в трудовом договоре и предполагают результаты их деятельности.

Важно отметить тот факт, что профессиональная социализация будущего специалиста обусловлена спецификой ее осуществления в условиях профессиональной образовательной организации. Эффективность такой профессиональной социализации во многом зависит от ряда взаимосвязанных факторов:

  • Нацеленность основных профессиональных программ в системе образования на развитие профессиональных компетенций, которые пригодятся человеку в тех или иных условиях;
  • Развитие профессиональных и социальных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и уровня квалификации;
  • Продолжительность адаптации будущего специалиста, независимо от его звена (среднего или высшего) к постоянно динамично меняющимся условиям окружающей действительности;
  • Сформированность умений принимать и осознавать реальные, а также будущие требования со стороны профессионального сообщества, которые могут меняться в зависимости от изменений в социальной, экономической, политической или правовой системах;
  • Создание микроклимата организации и последующее конструирование наиболее логических и подходящих способов для взаимодействия с субъектами социальных отношений, которые окружают индивида на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Таким образом, профессиональная социализация индивида необходима ему для того, чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. К тому же, социализация сама по себе предполагает, что индивид осваивает новые знания и умения, а также навыки, которые определяют его как будущего профессионала. Социализация позволяет также осознавать самого себя, не бояться пробовать новые способы работы и получения опыта. Сегодня она должны контролироваться со стороны более опытных профессионалов, а также со стороны руководства организаций, где появляется и осваивается новый коллега. Именно от этого зависит успешное вхождение человека в новые условия, его адаптация и желание в дальнейшем развиваться, осваивать новый опыт и делать из себя специалиста более высокого уровня.

1

Учитывая важность процесса воспроизводства профессионального потенциала в жизни общества, в период глубоких социально-экономических перемен проблемы профессиональной социализации становятся особенно актуальными. Значительный интерес представляет теоретическое и практическое изучение процесса профессионализации, который во многих исследованиях рассматривается как тождественный профессиональной социализации, что вызывает дискуссии специалистов. Автор рассматривает подходы ученых различных научных направлений (психологии, акмеологии, социологии) к исследованию понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация», выявляет общие и отличительные черты, позволяющие обозначить своеобразие профессионализации в жизни человека и сложность определения места этого процесса в социализации. Автор обращает внимание на различия в определениях учеными хронологических рамок профессионализации, а также различий в определениях профессионализации в работах зарубежных и российских ученых. На основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых, собственных исследований процесса профессиональной социализации автор высказывает точку зрения о взаимосвязи понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация», рассматривая «профессионализацию» как форму профессиональной социализации, как определенный и очень важный период профессиональной социализации, который длится с момента выбора профессии и до окончания трудовой деятельности.

профессиональное становление

профессиональное развитие

профессиональная адаптация

профессионализация

профессиональная социализация

социализация

1. Макарова С.Н. Профессиональная социализация: подходы к классификации определений//Проблемы личностно-профессионального самоопределения в современном обществе: мат.межд. науч.конф. (Саратов, 8 февраля 2010 г.). Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С.40-51.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

3. Шамионов P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000. 240 с.

4. Пробст Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России: дис. … докт. социол. наук. 22.00.04. Екатеринбург, 2004. 354 с.

5. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. №4-5. С.258-269.

6. Морозова А.В. Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования: дис... канд. социол. наук. 22.00.04.Тула, 2005. 240 с.

7. Левицкая И.Л. Моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста в условиях формирования системы профессиональных стандартов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12. С.130-134.

8. Ангеловский А.А. Профессионализация личности. Социальные агенты первичной и вторичной профессионализации // Сибирский педагогический журнал. 2011. №7. С.70-80.

9. Кагитина И.В. Профессиональная социализация студентов медицинских вузов: автореф. дис. ...канд. социол. наук. 14.00.52. Волгоград, 2008. 28 с.

10. Магомедова М.Г. Профессиональное самоопределение личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С.26–30. URL: http://e-koncept.ru/2016/86905.htm. (дата обращения: 11.07.2018).

11. Петрова А.Г. Психологическая защита как профессионально важное качество педагогов-психологов в процессе профессионализации. дис. … канд. психол. наук. 19.00.03. Ярославль, 2014. 250 с.

12. Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. Народное образование. Педагогика. 2013. №12. С.49.

13. Решетников О.В. Профессионализация как процесс первичного включения молодёжи в трудовые отношения // Школьные технологии. 2013. № 5. С. 152-168.

14. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. №7. 2013. С.145-150.

15. Тутолмин А.В. Профессионализация бакалавра начального образования: монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 140 с.

Изменения в современном российском обществе актуализируют в отечественной науке осмысление целого ряда проблем, одной из которых является проблема профессиональной социализации, которую можно назвать основой общей социализации, оказывающей огромное влияние на сохранение устойчивости экономической системы. При стабильном процессе профессиональной социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению профессиональных установок и ценностных ориентаций, профессиональных навыков и умений, мастерства, осуществляется постепенное «вхождение» человека в профессиональную жизнь.

Цель исследования. В силу своей значимости процесс профессиональной социализации привлекает внимание ученых не только педагогического, социологического, но и других научных направлений, например психологии, философии, акмеологии и культурологии. Но пока еще не сложилось определенных традиций, подходов и школ в исследовании этого процесса. Даже рассмотрение практики использования понятия «профессиональная социализация» в исследованиях различных научных направлений позволяет увидеть разнообразные точки зрения на его определение . Кроме того, учеными используется целый ряд терминов и понятий, пересекающихся с «профессиональной социализацией», таких как «профессиональное развитие», «профессиональное воспитание», «профессиональное формирование», «профессиональное становление», «профессиональное образование», «профессиональная адаптация», «профессионализация».

В рамках данной статьи представим анализ имеющихся подходов к исследованию проблемы, свою точку зрения на сущность и взаимосвязь понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация». Если определения профессиональной социализации в научной литературе встречаются редко и достаточно однозначны, то толкования понятия «профессионализация» разнообразны. Сложность заключается в том, что представители различных научных направлений включают в них собственный смысл, часто упрощая понимание или рассматривая как синонимы, а в некоторых случаях они резко дифференцируются. Так же, как и профессиональная социализация, профессионализация по-прежнему является предметом спора между психологами, педагогами, социологами, акмеологами, специалистами-практиками.

Материал и методы исследования. Опираясь на целый ряд исследований определения профессиональной социализации, на наш взгляд, за основу для решения поставленной задачи можно взять трактовку определения профессиональной социализации как процесса развития и самореализации человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, то есть усвоения профессиональных знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, а также творческого отношения к ним, совокупность норм поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии. Как двусторонний процесс, профессиональная социализация предполагает не только усвоение им социального и профессионального опыта, норм и ролей, навыков и умений в процессе взаимодействия в системе общественных отношений, но и процесс активного и творческого включения в профессиональную среду. Что касается понятия «профессионализация», введенного в научный оборот отечественными учеными более четверти века назад, в зависимости от научного направления можно выделить несколько подходов к определению сущности и содержания профессионализации, характерных для исследований 90-х гг. прошлого века и начала XXI века.

В педагогических исследованиях профессионализация рассматривается достаточно узко, как профессиональное обучение или профессиональное образование, и охватывает только период освоения профессии приблизительно с 15 лет, включая профориентацию. Практически профессионализация тождественна профессиональной подготовке.

В отечественной и зарубежной психологии сформировалось несколько подходов к определению профессионализации: как вхождение человека в определенную сферу профессиональной деятельности; как развитие и саморазвитие личности; как готовность индивида к трудовой деятельности; как достижение профессиональной пригодности.

Необходимо отметить, что процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в основном с позиции овладения человеком личностными качествами, проблемой жизненного пути и самоопределения, становлением профессионального сознания и самосознания. По мнению А.К. Марковой, профессионализация - это процесс приближения субъекта профессиональной деятельности к профессиограмме, модели идеального специалиста. В определении А.К. Марковой подчеркивается индивидуальный характер процесса профессионализации и его зависимость от целого ряда факторов, в первую очередь от активной деятельности субъекта процесса профессионализации. В процесс профессионализации автор включает выбор профессии в зависимости от способностей, освоение правил и норм профессии; формирование профессионального сознания, личный вклад в профессию, развитие профессиональных качеств личности и др. .

Активность субъекта в процессе профессионализации подчеркивается и в определении, предложенном в акмеологической концепции. Профессионализация предстает как «жизненный путь» профессионала, отражая процесс саморазвития человека в течение жизни. Достаточно широко рассматривает процесс профессионализации личности психолог Р.М. Шамионов: как процесс самоопределения и адаптацию к профессиональной группе, среде, овладения определенным «ремеслом». Что касается соотношения понятий «социализация» и «профессионализация», ученые-психологи рассматривают профессионализацию как одну из сторон социализации, а процесс становления профессионала - как один из аспектов развития личности. Например, Р.М. Шамионов, анализируя взаимосвязь профессионализации и профессиональной социализации, делает вывод о том, что сам процесс профессионализации может быть представлен как социализация индивида в профессиональной среде .

В отечественной науке накоплен определенный опыт социологического исследования понятия «профессионализация». Так, в социологических (деятельностных) определениях профессионализация рассматривается как тождественная процессу профессиональной деятельности, трактуется как принадлежность к профессиональному сообществу, как одна из форм профессиональной самореализации человека. Социологические (стратификационные) определения трактуют профессионализацию как процесс приобретения человеком социального статуса через профессию. Социально-экономические определения рассматривают профессионализацию через сферу занятости, как развитие и реализацию человеческих трудовых ресурсов в ходе трудовой деятельности. В ряде работ социологов профессионализация отождествляется с уровнем развития профессиональных качеств человека и профессиональных групп. В зарубежной социологической справочной литературе профессионализация рассматривается с позиции приобретения социального статуса, профессиональных привилегий, как «возможность реализации восходящей социальной мобильности, а значит, получения бóльших доходов и приобретения более высокого статуса».

Вызывает интерес подход к исследуемой проблеме Л.Э. Пробст , которая, объединяя подходы ученых различных направлений, рассматривает профессионализацию как одну из основных форм профессиональной социализации и, соответственно, указывает на наличие некоторых общих черт профессиональной социализации и профессионализации.

По мнению В.А. Цвыка , профессионализация - это адаптации индивида к профессиональному сообществу, профессиональной среде, получение необходимых в профессии знаний, умений и навыков. Ученый подчеркивает социальный характер профессионализации и считает ее составляющей общей социализации личности. В узком смысле слова В.А. Цвык рассматривает профессионализацию как профессиональную социализацию и выделяет две ступени профессионализации.

Анализ взаимосвязи рассматриваемых понятий нашел отражение в исследовании А.В. Морозовой , которая характеризует «профессионализацию» как более узкое понятие, которое затрагивает психологические аспекты процесса профессиональной социализации, проводя параллель с процессами профессионального обучения и лишь в незначительной степени с процессом передачи информации. При этом стихийная составляющая профессиональной социализации в термине «профессионализация» остается не учтенной.

Современные подходы к определению профессионализации в основном строятся на базе уже существующих концепций. Так, И.Л. Левицкая представляет профессионализацию как процесс становления и развития профессионализма, в котором выделяет психологический аспект - «профессиональное развитие», и социальный аспект - собственно профессиональную социализацию. Исследуя понятие «профессионализация», А.А. Ангеловский определяет ее как процесс приобщения индивида к ценностям профессии, включение их в свой внутренний мир, формирование профессионального сознания и профессиональной культуры, реальную подготовку к деятельности в определенной профессиональной среде. По сути, приводится определение профессиональной социализации. Профессионализация предполагает этап специализации и этап становления профессионала.

В диссертации И.В. Кагитиной исследование профессионализации ограничено периодом получения высшего профессионального образования, который автор характеризует как специализированный этап процесса вторичной социализации индивида. Нужно отметить, что в работах И.Л. Левицкой, А.А. Ангеловского и И.В. Кагитиной понятия «профессионализация» и «профессиональная социализация» употребляются как тождественные.

Точка зрения на профессионализацию, предложенная М.Г. Магомедовой , опирается на акмеологическую концепцию начала XX века. М.Г. Магомедова рассматривает профессионализацию как четвертую стадию профессионального становления индивида, состоящую из двух качественно различных этапов. Подход к исследованию профессионализации А.Г. Петрова выстраивает, основываясь на изучении критериев профессионализации, характерных для каждого этапа профессионализации, и рассматривает профессионализацию как цепочку последовательных изменений профессионального сознания личности, освоение новых профессиональных знаний и навыков, новых форм деятельности и профессионально важных и значимых качеств .

Определение понятия «профессионализация» в работах В.А. Мансурова напоминает трактовку зарубежных ученых-социологов. Подчеркивая важность статусных характеристик личности, автор подходит к определению профессионализации через призму групповых ценностей, морали, норм группового поведения и стиля жизни, определяющих устойчивое социальное положение человека в обществе. Учитывая, что социальный статус профессиональной группы открывает для нее ряд возможностей в системе власти, распределения материальных благ и престижа, автор рассматривает «профессионализацию» как механизм перевода «редких» (особенных) ресурсов этих групп - специализированных знаний и умений - в социально-экономические ресурсы вознаграждений (льгот и привилегий).

В отличие от других авторов, О.В. Решетников , исследуя процесс профессионализации, обращает внимание на период социализации школьников, рассматривает его как начальный этап профессионализации, период формирования ряда ключевых элементов профессионализации, которые формируются уже в школьном возрасте.

В монографии А.В. Тутомлина профессионализация - это «формообразование» субъекта, адекватного содержанию и требованиям профессиональной деятельности, обладающего не только высшим уровнем знаний, умений и результатов человека как субъекта труда, но и определенной системной организацией сознания и психики.

Особо необходимо отметить подход к анализу исследуемых понятий С.Г. Разуваева , который предлагает рассматривать профессионализацию как «эффекты, которые сказываются на психике человека в связи с “отпечатыванием” на ней специфики получаемой или уже реализуемой в процессе труда профессии». По мнению С.Г. Разуваева, в рамках профессионализации происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития активности личности и структурирования совокупности ее профессионально значимых характеристик. Автор полагает, что именно профессиональная индивидуализация личности может трактоваться как профессионализация. На основе проведенного анализа С.Г. Разуваев разграничивает понятия «профессионализация» и «профессиональная социализация», показывает подчиненность профессионализации более масштабной категории «профессиональная социализация».

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, анализ точек зрения ученых показывает, что практически во всех рассмотренных исследованиях профессионализация и профессиональная социализация рассматриваются как специфическая форма трудовой активности личности, как многомерный процесс, представленный двумя взаимообусловленными и взаимосвязанными уровнями: социальным и личностным, по остальным рассматриваемым вопросам отсутствует единство взглядов. Исходя из анализа определений, можно сказать, что нам представляются более убедительными точки зрения на процесс профессионализации, которые рассматривают профессионализацию как процесс формирования субъекта определенной профессии, сопряженного с активной деятельностью самого субъекта по овладению профессиональными знаниями, навыками и опытом, нравственными установками, необходимыми для работы в конкретной профессии.

Отмечая разнообразие точек зрения на периодизацию профессионализации, отраженных в трактовках профессионализации, на наш взгляд, хронологические рамки профессионализации можно рассматривать с периода профориентации школьного обучения, выбора профессии и до момента прекращения профессиональной деятельности, в отличие от профессиональной социализации, которая начинается в раннем детстве и завершается с окончанием какой бы то ни было трудовой деятельности. Учитывая индивидуальный характер профессионализации, рамки рассматриваемых процессов могут меняться.

Если сравнивать степень воздействия на рассматриваемые процессы стихийных и целенаправленных средств, то, на наш взгляд, на этапе профессионализации большее влияние на личность будут оказывать социально контролируемые процессы.

Заключение. Изучив и обобщив различные теоретико-методологические подходы к исследованию понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация» и их взаимосвязи, можно сделать вывод, что в российском понимании профессионализации и профессиональной социализации много общего, тем не менее между понятиями «профессионализация» и «профессиональная социализация» нельзя поставить знак равенства, профессионализация является только формой включения в социальную структуру. Профессионализация больше подвержена собственной мотивации жизнедеятельности и является целенаправленным процессом приобретения личностью качеств, ценностей, профессионального опыта, жизненной стратегии и тактики, с целью реализации своих профессиональных и жизненных планов, и может рассматриваться как составная часть профессиональной социализации.

Библиографическая ссылка

Макарова С.Н. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28018 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Соотношение понятий «социализация» и «профессионализация»

Социализация (от лат. socialis - «общественный») - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социализация является процессом интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, организация); усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Социализация, с одной стороны, - результат развития человека, а с другой - его компонент. В процессе социализации решаются две группы задач: социальная адаптация (активное приспособление индивида к условиям социальной среды) и социальной автономизации (реализация установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке). Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Это противоречие и порождает социальную активность личности, ориентированную на самоутверждение и самореализацию в существующей системе социальных отношений. Движущей силой этой активности является комплекс мотивов социальной деятельности, в котором доминирует мотив преодоления.

Виды социализации : гендерная, экономическая, правовая, профессиональная, политическая. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других людей.

Социализация отличается от воспитания целенаправленностью воздействия на индивида с целью привить ему определенные навыки, понятия и т.д. Социализация включает в себя воспитание, дополняя его практикой социальной деятельности, участием индивида в неформальных группах. Под механизмами социализации подразумеваются те способы и средства, которые позволяют человеку усвоить социальный опыт.

Процесс социализации представляется в семантическом плане уже, нежели формирование личности, и является его составной частью, гак как не включает в себя определенные психологические аспекты формирования личности. Искаженная социализация опирается на искусственные фетиши, мифы, априорные идеологические приоритеты.

Во взаимосвязи с социализацией происходит профессионализация. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал - это нередко нерасцветшая или угасающаяся личность. Сегодня в обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности, как следование профессиональной этике, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня евоего профессионализма и т.д.

Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе так называемые нормативные жизненные кризисы. Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни.

Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности - он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т.д.

После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к заработной плате, повышение статуса и т.п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего могут быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания.

Тяжело переживается и предпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения так называемых биографических кризисов (Р. А. Ахмеров), которые могут не только оказывать влияние на эффективность и качество трудового процесса, но и изменять самооценку и самоуважение субъекта труда. Во-первых, это «кризис нереализованное™», связанный с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями новой социальной среды, в которую он перешел. Во-вторых, это «кризис опустошенности», который возникает в ситуации, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи от прошлого и настоящего в будущее, - он проявляется в переживаниях отсутствия конкретных целей, несмотря на наличие определенных трудовых достижений и объективных возможностей в профессиональной деятельности. В-третьих, это «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации в тех или иных возможных ролях, отсутствием замыслов на будущее, непониманием потенциальных связей событий.

Возрастное, профессиональное и психическое развитие человека как субъекта труда можно представить в виде следующих стадий.

I. Допрофессиональное развитие.

  • 1. Стадия предыгры (от 3 лет).
  • 2. Стадия игры (период дошкольного детства - от 3 до 7- 8 лет).
  • 3. Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста - от 7-8 до 11 - 12 лет).

II. Развитие в период выбора профессий.

1. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, к труду, планирования профессионального пути, выбора профессии - от 12-13 до 14-18 лет).

III. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

  • 1. Стадия профессионального обучения (от 15-19 до 16-23 лет).
  • 2. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет).
  • 3. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет).
  • 4. Стадия реализации профессионала (от 46-50 до 60-65 лет).
  • 5. Стадия спада (свыше 61-65 лет).

Сегодня все больше говорится о необходимости практико-ориентированного подхода к психологической подготовке профессионала, опоре в отборе содержания и его передаче на проблемное поле профессиональных задач, ориентации на формирование профессиональной компетентности через единство ее когнитивной, операциональной и личностной составляющих, подготовке к решению профессиональных задач средствами психологических знаний и умений. Все это свидетельствует об усилении практической составляющей в первичной профессиональной социализации профессионалов.

Вторичная социализация специалистов происходит уже в ходе осуществления профессиональной деятельности. При этом профессиональный рост специалиста многими авторами связывается с психологическим сопровождением профессиональной деятельности. Исследователи (М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, Т. Г. Киселева, Н. В. Клюева, А. К. Маркова, М. М. Семаго и другие) отмечают, что, несмотря на достаточно широко осуществляемую разработку теоретико-методологических аспектов сопровождения, многие вопросы психологического сопровождения носят дискуссионный характер, по-прежнему недостаточно проработано методическое обеспечение сопровождения образовательного процесса. Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, приводят к существенным изменениям в целях, методах и технологиях практической деятельности психолога.

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. В литературе (9) профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Результатами профессионализации можно считать становление профессионала, развитие новых профессионально важных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма и т.д. Стадиями профессионализации называют: профориентацию, профотбор, профобразование, профадаптацию, включение человека в профессиональную деятельность, специализацию, повышение профессиональной квалификации, переподготовку на другую специальность, расцвет профессиональной деятельности (акме), завершение и отход от активной профессиональной деятельности. Эффективность процесса профессионализации определяется в литературе (9) рядом показателей: объективные показатели, которые позволяют судить о степени соответствия личности человека требованиям профессии (производительность, надежность и т.д. труда человека), и субъективные показатели, выявляющие степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности (степень удовлетворенности человека трудом, отношение к себе как профессионалу и т.д.). Определить для каждого вида профессиональной деятельности адекватные ей объективные и субъективные показатели успешности профессионализации – важная задача профессионального психолога.

Профессионализация – это не только длительный, непрерывный, но и «многоканальный» процесс, он идет сразу по нескольким направлениям, Процесс профессионализации – это приближение состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону модели специалиста Если принять, что профессиограмма отражает пространство профессии, то процесс профессионализации есть освоение этого пространства по вертикали и по горизонтали. Иными словами, процесс профессионализации имеет, по крайней мере, два вектора. Первый вектор – по вертикали профессиограммы – состоит

в том, что происходит овладение все новыми задачами профессиональной деятельности, а значит и новыми модулями профессии (см. выше). Вначале человек ставит и решает ограниченный круг профессиональных задач, то есть реализует один – два модуля профессии. Затем круг этих задач и соответственно число модулей все более расширяется. Другой вектор – по горизонтали профессиограммы – заключается в том, что идет освоение средств, техник для решения каждой новой профессиональной задачи, упрочение психологических качеств, необходимых специалисту для решения этих задач. Причем движение по вертикали профессиограммы и движение по горизонтали профессиограммы может сразу идти в нескольких направлениях. Например, человек берется освоить несколько новых функциональных профессиональных задач (по вертикали) и одновременно стремится овладеть сразу несколькими ступенями, позициями, а также работает над несколькими своими профессиональными качествами. Таким образом, содержание профессионализации зависит от трактовки профессиограммы и от степени активности человека по освоению профессии.

Процесс профессионализации, хотя и имеет намеченные выше общие признаки, реально проходит всегда очень индивидуально, зависит от многих внешних условий и самое главное – от активности самого субъекта процесса профессионализации.

Обратимся к соотношению социализации и профессионализации.

Социализация – процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе (см. 4, в 2, 6) отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень (с. 338).

Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.

В целом профессионализация – эта одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала – один из аспектов развития личности. Личностное пространство шире профессионального.

В литературе (6) отмечается, что «профессиональное» и «личностное» могут находиться у человека в разном соотношении:

– существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;

– полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и свое личное «втискивает» в профессиональные рамки;

– частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;

– полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное (с.270).

Наиболее оптимальным и гармоничным является, по-видимому, последний вариант, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон.

У взрослого человека в ходе его развития эти два процесса, два начала – социализация и профессионализация то гармонично сближаются, то вступают в противоречие, то расходятся по разным векторам развития.

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социальногои профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития,

– Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Личностное самоопределение – это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество. Без такого личностного самоосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднено. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию (соц-проф); далее в изложении мы сочетанием «соц-проф» будем обозначать влияние социализации на профессионализацию, а сочетанием «проф-соц» – влияние профессионализации на социализацию).

– Дальнейшее профессиональное самоопределение человека уточняется в зависимости от индивидуально-психологических, в том числе природных особенностей, от возраста (соц-проф).

– Укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Ибо, овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности (проф-соц).

– По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. Профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека (проф-соц).

– Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет на личностное развитие и на шлифовку человека как профессионала (соц-проф).

– Профессиональная деятельность, в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентации развиваются те или иные личностные качества. Например, отмечается, что у учителя при ориентации на учащихся развиваются диагностические способности, при ориентации на коллег – организационно-коммуникативные способности, при ориентации на администрацию – дидактические, (проф-соц).

– Вид профессии может определять личность человека. В работах (3) обобщены результаты исследований, показывающих, что участие людей в профессиональной деятельности, обладающей существенными общими признаками, может приводить к формированию у них сходных черт личности. Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, близкие условия жизни, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста – все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции, что оказывает влияние на становление социально-профессионального типа личности. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, характер, особенности межгруппового и внутри-группового общения, даже манера одеваться. Так, отмечает автор, у представителей науки и культуры развиты любознательность и интерес к взаимоотношениям людей. Напротив, у представителей технических профессий интерес к взаимоотношениям людей низок, а высок интерес к интеллектуальной деятельности и т.д. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Приведем положение, встреченное нами в одной из газет, которое может позабавить читателя: «Не раз уж отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и, как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам политики, законоведения и даже морали – люди угрюмые, склонные к меланхолии и т.д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые – общество; первые созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека. Следствия не могут не быть разными» (Никола-Себастьен де Шамфор). (проф-соц).

– Средствами профессии происходит самовыражение личности человека, труд является безусловно главным путем самореализации личности (проф-соц), но в отдельных случаях личность самореализует себя во внепрофессиональных увлечениях (семья, хобби), здесь профессиональное и социальное существует как бы параллельно.

– Неудачи, неуспех в профессиональной деятельности могут приводить к ее деформации при условии, что личность стремится реализовать себя в труде. Такого человека огорчают, расстраивают его неуспехи в профессии (проф-соц). Если же человек не стремится реализовать себя в профессиональной деятельности и только отбывает в ней, то неуспехи в профессии его меньше трогают. Не так уж мало людей, которые работают и даже трудятся успешно, но не для самореализации своей личности, а только для материального заработка и поддержания своего существования.

– В течение всей жизни человека личность корректирует профессиональную деятельность под углом зрения своих ценностных ориентации. Если же меняются установки, мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человека (соц-проф),

– В отдельных случаях пересмотр человеком своей личности или появление у личности новых потребностей может приводить к тому, что человек меняет профессию (соц-проф).

– То, как человек строит сценарий своей профессиональной жизни, как он достигает профессиональных вершин, как протекает его профессиональное старение, как он уходит из профессиональной деятельности – все это тоже зависит от личности (соц-проф).

– В целом личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального. Так, социализация определяет содержание и ход профессионализации человека. Вместе с тем профессионализация в течение всей жизни человека оказывает влияние на личность, может ее стимулировать и наоборот разрушать, деформировать.

Приведем созвучные положения в литературе (4, в 2. 6): Различают стадии социализации: дотрудовая – до начала трудовой деятельности, ранняя социализация; трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, продолжается в течение всей его трудовой жизни; послетрудовая стадия социализации, предполагающая, что пожилой возраст может вносить (с учетом специфики активности личности в этот период) важный вклад в развитие социального опыта (с.344-347).

Интересно проследить индивидуальные варианты соотношения личностного и профессионального в жизни отдельных конкретных людей.

На эффективность профессиональнрй деятельности оказывают существенное влияние два фактора; профессиональная мотивация и профессиональные способности. Рассмотрим их в двух последующих параграфах.

1

В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации. Их обобщение приводит к выводу, что она является составной частью социализации личности, заключающейся в приобщении ее к избранной или просто привлекшей внимание профессии путем чтения учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д. Она осуществляется и спонтанно во взаимодействии людей, в передаче навыков и опыта культуры, и в процессе целенаправленно организованной деятельности. Профессиональная социализация тесно связана с трудовыми действиями, без них она не может стать полноценной. В процессе профессиональной социализации происходит подготовка человека к профессионально-трудовой деятельности. Отсюда вытекает, что для обеспечения эффективности этой подготовки необходимо связать эту социализацию с педагогически организованным трудом, то есть следует осуществлять профессионально-трудовую социализацию учащихся. Профессионально-трудовая социализация - это профессиональное развитие человека, основанное на развитии его профессиональных качеств, начинающееся с раннего трудового образования и продолжающееся на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. При этом происходит усвоение социальных норм и культурных ценностей, профессиональное саморазвитие личности и ее самореализация в обществе, которому она принадлежит. В профессионально-трудовую социализацию входят и трудовое воспитание, и профессиональное образование, и спонтанное присвоение соответствующих качеств. Трудовое воспитание рассматривают как «целенаправленный процесс формирования навыков общей трудовой культуры, любви к труду, готовности выполнять физическую или умственную работу, полезную обществу и семье, добросовестного и творческого отношения к труду, культуры и соответствующих привычек рационального труда» . Трудовое развитие - это «формирование у воспитанника устойчивой привычки к трудовому усилию и преодолению связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастает в качество личности, называемое трудолюбием» . Отсюда представление о трудовом самоопределении как о процессе формирования личностью своего отношения к трудовой деятельности через согласование личностных и трудовых потребностей. Трудовое самоопределение тесно переплетается с профессиональным самоопределением, является началом последнего. Поэтому профессиональную социализацию личности мы уточняем как профессионально-трудовую социализацию ее. В основе последней лежит потребность трудиться в течение всей жизни. Однако профессионально-трудовую социализацию, при всей ее значимости, до настоящего времени не рассматривают как систему целенаправленно влияющих факторов, которые определяют оптимальное профессиональное самоопределение и вхождение личности в выбранную профессиональную сферу, свое развитие в ней вплоть до окончания профессиональной трудовой деятельности. В литературе рассматривают, как правило, ее компоненты отдельно друг от друга, вне их интеграционного единства. В профессионально-трудовой социализации можно выделить два основных периода: профессионально-трудовую социализацию во время образования, профессионально-трудовую социализацию во время трудовой деятельности. В совокупности этих периодов происходит процесс непрерывной профессионально-трудовой социализации. Педагоги и все учащиеся должны глубоко осознать, что от его эффективности, результативности в большой мере зависит благополучие и значимость для себя и для общества компетентности выполнения предстоящей жизнедеятельности включенных в этот процесс учащихся и трудящихся. В нашем эксперименте функционирует образовательный комплекс лицей - колледж - вуз, созданный при Краснодарском кооперативном институте филиала АНО ВПО РФ «Российский университет кооперации». Контингент этого комплекса проходит в нем следующие ступени своих социальных ролей: учащийся средней школы (лицеист) - студент колледжа - студент вуза - специалист (бывший выпускник этого комплекса), повышающий трудовую (профессиональную) квалификацию. Эксперимент проведен на примере подготовки и повышения квалификации кадров системы потребительской кооперации. Особенностью этого экспериментального комплекса является его органическое соединение с производством - с соответствующей отраслью региона. Руководитель комплекса одновременно является и руководителем этой отрасли - потребительской кооперации Краснодарского края. Преподаватели комплекса совместно с руководителями подразделений отрасли в городах и районах края изучают состояние обеспеченности их специалистами, уровень их профессионального мастерства, участвуют в профессиональной ориентации школьников региона. В комплекс включено подразделение повышения профессиональной квалификации специалистов потребительской кооперации.

Мы рассматриваем механизм профессионально-трудовой социализации личности при непрерывном профессиональном образовании в этом комплексе. Рассматриваемая социализация происходит в нем в образовательном и трудовом периодах жизни. Здесь труд рассматривается не только как экономическая категория, но и как процесс духовного, нравственно-эстетического воспитания личности, влияющего на развитие профессиональных качеств. Общая структура, логика формирования и развития профессионально-трудовой социализации контингента комплекса лицей - колледж - вуз состоит из теоретического и практического обеспечения процесса профессионально-трудовой социализации. В соответствии с этапами процесса непрерывной подготовки кадров в образовательном комплексе выделены следующие четыре периода процесса профессиональной социализации студентов во время их обучения и после окончания вуза: социализация представлений об отрасли и профессии, социализация приобщения к отраслевому труду и профессии, социализация овладения отраслью (профессией, трудовыми процессами, связями), социализация стремления к вершинам профессионального мастерства. Каждый из выделенных периодов обеспечивается теоретическими (верхний горизонтальный ряд) и практическими (нижний ряд) средствами социализации, которые, в свою очередь, преобразовываются при переходе от одного периода к другому. В первый период, при обучении в лицее, социализация представлений учащихся о привлекших внимание отрасли и профессии осуществляется при посещении производства, чтении литературы, встречах со специалистами, мастерами труда и при обмене информацией, впечатлениями с родственниками, друзьями и другими людьми. Учащиеся также пробуют выполнять некоторые практические, трудовые действия из интересующей их трудовой области. Во второй период, при обучении в колледже, изучается профессиональный труд, студенты наблюдают и выполняют профессиональные действия. Это происходит в иных, чем в лицее, условиях. Имеют место другие восприятия, другой, более глубокий анализ воспринятого. Доминирующими становятся действия, более близкие к его предстоящей жизнедеятельности. Поэтому он приобщается к ним, живет с ними и начинает ощущать себя их носителем и выразителем. Они проявляются в его общении с людьми. В третий период, при обучении в вузе, приобщение к труду и профессии поднимается на новый уровень, приобретает новое качество. Развивается понимание значимости теоретических основ профессии и трудовой деятельности. Студент приобретает более глубокие и обширные умения и навыки. Расширение профессиональной эрудиции позволяет квалифицировано вступать в споры, дискуссии, обмен мнениями, вносить предложения, давать советы. Расширяются ситуации, требующие более высокого, чем прежде, проявления профессиональной культуры. Интенсивно развиваются ценностные ориентации. Нарастает стремление включиться в настоящую трудовую деятельность. В четвертый период, в трудовой жизни, целенаправленная образовательная деятельность становится редкостью. Но человек действует интенсивно, у него продолжает развиваться отношение к профессии и труду. Теперь оно доминирует среди жизненных обстоятельств. От отношения к труду и владения трудовыми действиями, их успешности прямо зависит благополучие его бытия. Поэтому возникает стремление самостоятельно их совершенствовать, которое порождает адекватные усилия, проявляющиеся в самостоятельном изучении теории - справочников, описаний, инструкций и т. п. и накоплении личного опыта. Развивается инновационная деятельность, появляются мастера, новаторы, рационализаторы. Профессионально-трудовая социализация проявляется в стремлении к вершинам мастерства. Вуз здесь влияет на профессионально-трудовую социализацию проведением дополнительного образования, курсов повышения квалификации специалистов. На каждом этапе процесса непрерывной подготовки специалиста создаются условия и выполняются действия, обеспечивающие протекание профессионально-трудовой социализации. Анализ групп теоретических и практических условий, обеспечивающих периоды подготовки кадров, показывает, что внутри группы теоретического и внутри группы практического обеспечения существует преемственность. Так формирование представлений о профиле трудовой деятельности в лицее подготавливает условия для оценивания и принятия его в колледже, последнее необходимо для принятия как ценности теории профессии и теории труда, а без этого невозможно добиться понятия и принятия значимости формирования профессионального мастерства. Точно так же первоначальные общие представления о профильных трудовых действиях и позитивное отношение к ним, формируемые в результате наблюдений при обучении в лицее, используются как основа при формировании профессиональных умений и отношения к ним в колледже. Образовавшаяся в колледже привязанность к профессиональной деятельности специалистов среднего уровня способствует принятию (облюбованию) действий по руководству производственными процессами. Последнее является основой для формирования в четвертом периоде стремления к достижению вершин профессионального мастерства и привязанности к инновационной деятельности, к профессиональному творчеству.

Психологическими механизмами профессионально-трудовой социализации являются: профессиональная имитация, подражание, проекция, профессиональная идентификация, упражнение в теоретическом профессиональном мышлении и поступках, отражающих профессионализм. Эти действия вызывают интериоризацию социальных норм, ценностей и других компонентов социально-профессиональной среды, перевод элементов внешней среды во внутреннее Я.Важным звеном профессионально-трудовой социализации является: - профессиональная имитация. Профессионально-трудовая социализация выполняет следующие функции: расширение и углубление делового общения, способствование адаптации личности в коллективе, развитие профессионального самосознания, активизацию деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром, обогащение социально-профессиональной установки личностного Я в качестве этапа становления своей социальной принадлежности. Имеет место первичная и вторичная профессионально-трудовая социализация. К первичной относится школьная профориентация (в том числе в лицее), социализация в процессе очного и заочного обучения в колледже и вузе, дополнительного образования и дистанционного обучения в них. Вторичная осуществляется при дополнительном и вторичном образовании в отдельных учреждениях, на семинарах, научно-практических конференциях и в процессе самостоятельного повышения квалификации. Для образования процесса профессионально-трудовой социализации личности необходимо создать адекватную ситуацию, которая состоит из трех компонентов. Первым является готовность обучаемого к соответствующим действиям, складывающаяся из состояния социума вокруг отрасли и потребности в социализованности профессионала, текущего состояния профессионально-трудовой социализованности личности, текущей цели профессионально-трудовой социализации личности, желания (мотива) обучаемого. Вторым является готовность наставника к профессионально-трудовой социализации, состоящая из его педагогической образованности, информированности о текущей профессионально-трудовой социализованности обучаемых, программы их профессионально-трудовой социализации, социализируемых свойств личности и социализирующих действий. Третий компонент - средства профессионально-трудовой социализации личности, состоящие из средств предъявления содержания соответствующей социализованности - теорийных, эмоцийных, ценностных, коммуникативных и инструментария преобразования соответствующих социальных свойств личности. В ситуации включается функциональная система профессионально-трудовой социализации личности студента. При этом сознание наставника в качестве ведущего субъекта воздействует на сознание обучаемого как объекта соответствующей педагогической взаимодеятельности социализации. В свою очередь, обучаемый в качестве субъекта решающей деятельности при помощи располагаемого им инструментария преобразовывает предъявленный ему объект профессионально-трудового содержания и следит за его изменением, в котором проявляются его свойства. Восприятие и запоминание этого свойства является сущностным продуктом профессионально-трудовой социализации личности обучаемого. Наставник, наблюдая за действиями обучаемого, получает формализованную информацию (ответ, признак выполнения действия), по которой догадывается, произошло ли желаемое событие (усвоение свойства личности).

Таким образом, в образовательном комплексе лицей - колледж - вуз создана функциональная система формирования и развития профессионально-трудовой социализации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мардахаев Л.В.Словарь по социальной педагогике. М.: Академия, 2002.
  2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004.

Библиографическая ссылка

Красноперова А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСА // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 77-79;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2625 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»