Социальный стереотип. Распространенные стереотипы о России! Презентация по английскому тему стереотипы

14.02.2024

Социальные стереотипы и предрассудки

Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.

(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.

Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.

Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.

Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.

Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.

Функции стереотипа

1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)

Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Основные свойства стереотипа

1) Не развитый когнитивный компонент

2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).

3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях

4) Интенсивность эмоционального проявления

5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).

Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.

Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.

Примеры: стереотипы американцев

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Предрассудки рождаются только в личной форме.

Свойства предрассудка:

1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.

3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.

Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии

Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент.

Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях.

З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) <-> стереотип взяточников (чиновников).

При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники.

Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации).

Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция).

Частные функции стереотипов (2):

1) функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы.

2) функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе).

Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности.

Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа:

Автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы

Основные свойства стереотипа:

1) неразвитый когнитивный компонент;

2) поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип));

3) жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях);

4) интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация);

5) концентрированное выражение свойств социальных установок.

Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом.

2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа).

3) четкая выраженность в поведении.

Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек.

Предрассудки (типичные) для иностранцев:

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации.

Убеждение проходит через когнитивный компонент.

Предубеждение - до - убеждения.

3 основных свойства предрассудков:

1) иррациональность (недоступность для понимания и объяснения);

2) высокая степень неадекватности (несоответствие действительности);

3) ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость).

Изменить предрассудок чрезвычайно сложно.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

Распространенные стереотипы о России!

"Все пьют"


О пристрастии наших людей к зеленому змию, усвоенном не то на генном, не то на культурном уровне, не рассуждает только ленивый. Между тем на самом же деле наше общество постепенно "трезвеет". Главный нарколог страны Евгений Брюн отмечает, что в 2013 году средний уровень потребления алкоголя на душу населения составил 13,5 литра, что на 2,1 литра меньше, чем в предыдущем. А в 2010 году, по данным международных исследований, число регулярно выпивающих россиян уменьшилось на 2 млн по сравнению с 2000-м.

"Все воруют"

Приписываемая Карамзину фраза: "Если бы захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют" не утратила своей актуальности и в XXI веке. Но коррупция и бюджетный распил все-таки не так уж огульны и всеохватны. Социологи НИУ ВШЭ, например, отмечают, что в России рыночная коррупция, основанная на взятках, не растет — ее пик пришелся на 2000-е годы. Теперь все решают неформальные связи или блат. По-научному — сетевая коррупция. Тоже противозаконно, но все-таки более цивилизованно.

"Все хотят уехать"

Многие наши соотечественники в сердцах произносят: "Пора валить!", поэтому создается впечатление, что еще немного и коренное население страны всем скопом отправится за рубеж. Все не совсем так. По данным июльского опроса ВЦИОМа, 85 процентов россиян утверждают, что уезжать из своей страны не хотят. Да и западная статистика отмечает, что эмиграция россиян по таким популярным направлениям, как Германия, Израиль и США, в последние 5-6 лет сокращается. Появляются и новые "возвращенцы".

"Все хотят денег"

Конечно, в рыночной экономике желание заработать — основополагающее. Россияне тоже весьма охочи до денег, и иногда кажется, что заработок для нас — самоцель. Однако в 2012 году только 52 процента россиян (данные опроса ВЦИОМа) признались в том, что хотели бы стать богатыми. А вот создание счастливой семьи и воспитание хороших детей — желание 93 процентов наших соотечественников. Обретение надежных друзей важно для девяти россиян из десяти. Стало быть, деньги, по крайней мере на уровне деклараций,— средство, а не цель.

"Страна разучилась работать"

Многие с грустью вспоминают о славном трудовом советском времени, однако делают это совершенно напрасно. Уж на социалистическую эпоху с ее трудоднями, авралами и приписками оглядываться точно не стоит. По итогам минувшего года рост ВВП страны составил (по предварительным данным) 1,4 процента, рост добавленной стоимости промышленного производства — 0,6 процента. Гордиться вроде бы особо нечем — темпы роста падающие, но люди-то работают. Число официально безработных россиян в 2013 году составляло 4,1 млн человек при 75,5 млн работающих.

"Россия — православная страна"

Периодически из разных уст звучит фраза: 80 процентов населения России — православные. В 2012 году, однако, это утверждение опровергли социологи исследовательской службы, составившие "Атлас религий России" на основе крупномасштабного опроса. Получилось, что всего 41 процент россиян исповедует православие и причисляет себя к РПЦ. И только 5 процентов регулярно посещают церковь, являясь прихожанами конкретной общины. За православными следуют верующие без религии, так называемые "бедные верующие" (25 процентов россиян).

"Регионы бедны, страна разорена"

Некоторые жители столицы (с гордостью) и регионов (с тоской) привыкли думать, что в стране нигде, кроме Москвы, жизни нет. Однако комплексные исследования регионов показывают, что это совсем не так. Составленный специалистами МГУ рейтинг качества жизни регионов (см. "Огонек", N 3, 2014 год) возглавила вовсе не Москва, а Петербург, за которым шли Татарстан, Калининград и Белгородская область. Рейтинг учитывал целый ряд параметров — от безопасности личности до экологии.

"Мы ничего не производим, кроме нефти и газа"

На сегодня нефтегазовые доходы составляют примерно половину доходов бюджета, и спору нет, ТЭК является основой российской экономики. Но нельзя забывать, что Россия экспортирует десятки миллионов тонн минеральных удобрений в год, а доходы от экспорта оружия в 2013 году составили 15,7 млрд долларов. Развиваются металлургия, судостроение, собираются автомобили-иномарки. Из IT-сектора можно упомянуть системы антивирусной защиты и технологии распознавания документов, поставщиками которых на мировой рынок являются российские компании.

"Мы живем по чужим моделям"

Многих россиян не устраивает, что, по их мнению, наша страна слепо копирует западную демократию или опыт восточных деспотий (нужное подчеркнуть). Однако даже при поверхностном взгляде на историю ясно, что любые заимствованные идеи преломляются через нашу культурную самобытность, мутируют так, что на выходе любая попытка копирования превращается в "особый путь".

"Россия вымирает"

В России смертность превышала рождаемость начиная с 1992 года. У многих возникала тревожная мысль о том, что с течением времени страна просто-напросто канет в небытие. Или ее заселят мигранты. Но Росстат подарил надежду: по данным службы, в 2013 году впервые в истории новой России число родившихся превысило число умерших. Естественный прирост составил немногим более 20 тысяч человек, однако прекращение неприятной тенденции — это факт и перспектива выйти из демографического пике все же существует.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, возникающее на основе опосредованного восприятия объекта. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

4 слайд

Описание слайда:

Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей. Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной.

5 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман, анализируя влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Р. Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» .

6 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но трудно их модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

7 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Им присущ классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. Однако сегодня большинство российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др.).

8 слайд

Описание слайда:

Функции социальных стереотипов Английский психолог Генри Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом. Значение стереотипа на индивидуальном уровне: – когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); – ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»). На групповом уровне: – идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); – идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).

9 слайд

Описание слайда:

Функции социальных стереотипов Немецкий исследователь У. Квастгоф (U. Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов: – когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; – аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; – социальная – разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

10 слайд

Описание слайда:

Механизм стереотипизации 1. Категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. 2. Схематизация. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. 3. Атрибуция. В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

11 слайд

Описание слайда:

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т.Г. Стефаненко). Психологические особенности этнических групп Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад): этнический/национальный характер; традиции и обычаи. Эмоционально-динамическая сфера: этнические/национальные чувства.

12 слайд

Описание слайда:

Этническое самосознание Выражается в формировании «мы-чувства» - фиксации особенностей своей группы, ее отличий от других. Этнический стереотип – упрощенный образ этнических групп. Этноцентризм – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.

13 слайд

Описание слайда:

Гендерные группы Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие «гендер» (gender) используется для социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому полу. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном (гендерная идентичность); структурном (положение мужчин и женщин в обществе); символическом (образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Слайд 1

Слайд 2

The term “stereotype” was taken from the Greek words στερεός (stereos), "firm, solid" and τύπος (typos), "impression ", thus "solid impression".

The term comes from the printing trade and was first adopted in 1798 by Firmin Didot to describe a printing plate that duplicated any typography. The duplicate printing plate, or the stereotype, is used for printing instead of the original.

Слайд 3

Outside of printing, the first mention of "stereotype" was in 1850, as a noun that meant "image perpetuated without change." However, it was not until 1922. The "stereotype" was first used in the modern psychological sense by American journalist Walter Lippmann in his work ”Public Opinion”.

In social psychology, a stereotype is a thought that can be adopted about specific types of persons or certain ways of doing things. These thoughts or beliefs may or may not accurately reflect reality.

Слайд 4

In some cultures age is a virtue, while in others it may seem to be a curse. We all find that as we get older, certain things are expected of us. Many older people feel themselves discriminated against in areas such as work, housing and sports. With the average age of populations around the world increasing and health care improving, many countries are finding that the expectations and laws regarding age need to be reconsidered.

Слайд 5

Ethnic stereotypes

An ethnic stereotype is a system of beliefs about typical characteristics of members of a given ethnic group or nationality, their status, society and cultural norms. National stereotypes may be either about their own nationality or about others. Stereotypes about their own nation may aid in maintaining the national identity. Various anti-national phobias and prejudices operate with ethnic stereotypes.

Слайд 6

Gender stereotypes

The age-old battle of the sexes is a major subject under diversity. Equality between the sexes is still relatively new concept in some societies (women did not have the right to vote in the United States until 1920). Stereotyping is a form of prejudice and many people stereotype what is expected of a woman and what is expected of a man.

Слайд 7

In many countries around the world the dominant culture sets the standards and norms for day-to-day living. People who are not part the dominant culture find themselves stereotyped and victims of prejudice when it comes to jobs, educational opportunities, housing, and so forth.

Слайд 8

Religious stereotypes

Religious stereotyping is the act of discrimination against members of other religions and is commonly based on generalised ideas and appearances of other religious beliefs and practices. It is important to understand that religious stereotypes, as well as many other stereotypes, are misleading and that one cannot judge a person by their religious background.

Слайд 9

If you don’t like or don’t trust somebody because of stereotypes, you have a prejudice against that person (or group of person). It is dangerous because it leads to discrimination and conflicts.


Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Тем самым мы устанавливаем для себя рамки, ограничиваем себя.




Задачи: 1. Раскрыть сущность стереотипов; 2. Исследовать и описать основные стереотипы у современной молодежи; 3. Разработать анкету, выявляющую основные суждения (стереотипы), которыми руководствуется современная молодежь; 4. Сделать выводы исследования.


Стереотипы - своеобразная дань обществу, это неписанные законы и правила, которые якобы следует соблюдать. Очень часто они необоснованны и надуманны. Понятие «стереотип» хорошо описано в Большом энциклопедическом словаре: «выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Часто синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками.»


Как рождаются стереотипы? Стереотипы основаны на пережитом прошлом. Действительно, ты один раз обжигаешься на чем-то и потом начинаешь утверждать, что это плохо, неправильно, что этого допускать нельзя, потому что такое положение дел изначально обречено на провал. Так ты создаешь для себя некий шаблон поведения, свой стереотип. Но как получается так, что этот стереотип становится социальным?! Люди общаются, делятся своим опытом, находят единомышленников, а то, что противоречит их взглядам, гордо называют исключением из правил. Но для того, чтобы шаблон поведения кучки людей стал действительно социальным, всеобщим, нужно время.


Самое же интересное в существовании стереотипов - это то, что их содержание не написано в книжках, этому не учат в школах, но тем не менее установки предков прочно сидят в наших головах. Иногда очень глубоко. Получается, что мы опираемся не на свой опыт, а на опыт целых поколений. Что заставляет нас так поступать, брать на веру чужие слова? Ответ прост - страх. Страх совершить ошибку, сделать себе больно, услышать «как ты мог так вляпаться, ты же знал…»










Какие из проблем, мешающих жить молодёжи, вы бы назвали самыми важными: Алкоголизм, наркомания Преступность, криминал Финансовые проблемы Трудности с получением образования Неуверенность в завтрашнем дне Жилищные проблемы Проблемы с родителями Безработица


Мы выявили основные стереотипы нашего класса: Хорошая учёба – благополучная жизнь Для хорошей учёбы нужен стимул Идеальный внешний вид – хороший вкус, хорошее воспитание Уважение к старшим – уважение к тебе в будущем Если у друга есть животное, то характер его добрый, мягкий, на него можно будет положиться в любой ситуации. Отказ от вредных привычек – хорошее здоровье Овладение современными технологиями – успех в современной жизни Добро которое ты даёшь людям сейчас обязательно тебе вернётся


ВЫВОД - Как мы выяснили, в ходе проведения исследования, под стереотипами понимаются обобщенные, шаблонные, эмоционально насыщенные, связанные с социальными ценностями и мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах, которые усваиваются человеком в процессе социальных взаимодействий. -Образование стереотипов происходит не только в результате действия индивидуальных процессов и эмоциональных состояний личности, но и под воздействием многих социальных процессов. К таким, как мы выяснили, относятся взаимодействие и взаимное влияние людей, выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воспитании, идеологическом воздействии средств массовой информации, а также культурной среды и политической ситуации. В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.