Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать - составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.
Итак, подробнее. Анализ - это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.
Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.
Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".
Стоит помнить, что тема - это предмет рассуждения. А тематика - это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.
В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.
Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.
Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.
И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:
Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:
Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.
План комплексного анализа текста
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна
Прочитайте текст
Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.
Вспомните, что вы знаете о его авторе.
К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.
Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.
(научный - значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); официально-деловой - официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); публицистический - характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый); разговорный - отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; художественный - используется в художественной литературе).
Какого типа речи данный текст?
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.
5. Определите жанр текста.
6. Определите тему текста.
9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.
Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.
Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.
10. Как соотносятся начало и конец текста?
11. На каком приёме/ приёмах построен текст?
12. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.
Обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);
Выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
Найдите опорные слова в каждой части текста;
Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;
Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором:
Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).
Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).
Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).
Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).
Повторение определенных согласных звуков – аллитерация , повторение гласных звуков – ассонанс )
17. Сформулируйте идею текста (основную мысль)
18. Каково ваше впечатления от текста?
Схематичная таблица «Комплексный анализ текста».
Основные вопросы
1. Прочитайте текст
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.
Художественный,
публицистический, научный
4. Какого типа речи данный текст?
Описание, повествование, рассуждение.
5. Определите жанр текста.
Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.
6. Определите тему текста:
его основную мысль
О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится
Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.
7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.
8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.
9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.
Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.
10 Как соотносятся начало и конец текста?
11. на каком приёме/ приёмах построен текст?
Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание).
12. Отметьте основные образы в тексте
13. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
Найдите опорные слова в каждой части текста;
Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;
Обратите на стилевую принадлежность лексики;
Выделите фразеологизмы
Зачем они употреблены;
Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.
Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)
16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.
Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.
17. Сформулируйте идею текста
18. Каково ваше впечатления от текста
13. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
Найдите опорные слова в каждой части текста;
Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;
Обратите на стилевую принадлежность лексики;
Выделите фразеологизмы
Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором;
Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором)
Зачем они употреблены;
Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.
Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.
Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)
Цели и задачи:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык…
Д.С. Лихачев
1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».
Ода русскому языку
О, бедный мой язык родной, ОсУжденный и инциНдент,
О, прелесть русской речи чистой! БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
Кто не глумился над тобой – От сердца я хочу воззвать
Шпана, чиновники, лингвисты… Ко всем, кто сын России верный:
Кто бедолагу не ломал, Пора не «начАть», а начАть
Не выворачивал, не мучил: Язык наш очищать от скверны.
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, Друзья, следите за собой,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Когда по-русски говорите,
Райбочий и интеллигент Ведь это наш язык родной
Родную речь, как шавку, лупят: Его для внуков сохраните.
– Добрый день, дорогие ученики.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас
видеть здоровыми, красивыми и в хорошем
настроении.
– Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная
мысль стихотворения Евгения Весника?
(Уметь выражать свои мысли четко и ясно. Речь
должна быть красивой, грамотной и понятной.
Говорящему и пишущему необходимо иметь как
можно больший словарный запас).
Сообщаем эпиграф. Тема урока. (Приложение 1 . Слайд 1 «Тема урока». Слайд 2 «Эпиграф»).
– Сегодня на уроке мы будем стараться
приблизиться к признанным образцам слова, будем
анализировать чужую речь, наблюдать за своей
и пробовать
творить.
– Как правильно нужно произнести слова:
ОблегчИть, БлАга, сочуВствовать, начАть,
прИнял, осуждЕнный, прАвы, подключИл. (Приложение
1
. Слайд 3)
Слово учителя:
– Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста, внимание на лист №1.
2. Разнообразные формы работы с текстом
1) Лингвистическая разминка. (Приложение 1 . Слайд 4)
Цель: повторение ранее изученного материала по основным разделам русского языка.
– Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?
Зверю – берлога, Женщине – лукавить,
Страннику – дорога, Царю – править,
Мертвому – дроги, Мне – славить
Каждому – свое. Имя твое.
(М. Цветаева)
(Односоставное предложение, эллипсис)
– Замените иноязычные слова русскими синонимами: аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать).
– Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?
На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет! (3)
– Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста?
Все чувства могут привести к любви:
благоговение, дружба, страх, даже презрение.
Да, все чувства…исключая одно: благодарности.
Благодарность – долг; всякий честный человек
платит свои долги…но любовь – не деньги.
(И. Тургенев)
– Определите, сколько звуков в слове ПРОСТИТЬСЯ. (8)
– Определите тип односоставных предложений:
А) В домах не светилось ни одного окна. Безличное
Б) Верно говорю? Определенно-личное
В) Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное
Г) Ни соринки, ни песчинки кругом. Генитивное
Д) Он – на крышу, я – за ним. Эллипсис.
(Проводим краткий анализ работы). Можно добавить задания.
– Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к комплексному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с текстом В. Пескова.
(Делим учащихся класса на группы)
Вопрос: «Соответствует ли сочинение
предложенному плану?» (Приложение
1
. Слайд 10) (Выслушиваем 1-2 учеников).
– Предоставим слово Смыслиной Анне, которая
написала рецензию на текст В. Пескова.
А вас, ребята, я бы попросила впоследствии
ответить на вопрос: «Соответствует ли рецензия
предложенному плану?». Слайд 6. План рецензии.
В. Рецензия на текст (Смыслина Анна). (Приложение 3 , Приложение 1 . Слайд 11)
Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?» (Выслушиваем 1-2 учащихся).
Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы услышали образец сочинения по прочитанному тексту (уровень «С» ЕГЭ) и рецензии.
5. Подведение итогов
– Что полезного вы, ребята, получили на этом
занятии? С какими новыми понятиями в науке вы
познакомились? (Стилистика, текст, основные
признаки текста, экстралингвистические черты
стиля, структура стилистического анализа текста
и других видов анализа, как определить стиль и
тип речи, изобразительно-выразительные
средства языка и стилистические фигуры).
На
нашем занятии мы закрепили навыки
написания сочинения по прочитанному
тексту, сочинения-рецензии.
Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего
необъятного русского языка!
(Приложение 1
. Слайды
12-15) Стилистические термины: стилистика,
текст, основные признаки текста, виды связи
предложений в тексте, средства связи предложений
в тексте, виды анализа текста.
– Мне хотелось закончить урок стихотворением о русском языке:
Издревле, когда еще чтилась
рогатина,
Вокзалы, метро в малахите да мраморе,
Богатствами славилась наша
земля,
Василья Блаженного купол витой?
В слоеньях хребтов – изумруды да
платина,
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
В реках – осетры, а в лесах –
соболя.
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Ну, где – укажите! – найдете вы за
морем
Созданье народного светлого гения –
Овитый былинами Кремль
золотой,
Могучую, звучную, сочную русскую речь!
– Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо. (На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).
Список литературы :
План комплексного анализа прозаического текста.
Образец анализа художественного текста.
- Береги-и! - завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.
«А, береги!» - мелькнёт в голове опьяняющая мысль.
Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по землестаю собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю - по зеленям, взмётам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспенённую, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя - мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет… пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак…. Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика.
(И. Бунин. «Антоновские яблоки».)
Отрывок из рассказа И. Бунина повествует о самом ярком моменте охоты - гонке зверя. Основная мысль автора - показать, с одной стороны, ощущения участника охоты (восторг, азарт, напряжение и т. д.), с другой - его восхищение, удивление первозданностью величавой природы. Можно предложить несколько вариантов заголовка текста: «На охоте», «Гонка зверя» и т. д. По стилю и типу речи отрывок является художественным повествованием с элементами описания. Связь между предложениями параллельная. Средства связи: лексический повтор, однотематическая лексика, синонимы, антонимы, союзы (и, но ), наречия (тогда, вдали, крепко, долго ), видо-временная соотнесённость глаголов и т. д. Композиционно текст «разделён» на три части: в первой рассказывается об охоте, во второй - о «заповедных чертогах» леса, в третьей - о подготовке к ночёвке. Основной художественный приём - антитеза. Особенно чётко он прослеживается при сравнении первых двух частей текста, в которых автор использует глаголы-антонимы (помчишься, наддашь, мелькают, выскочишь. Перевалишься, осадишь (I) - замирает, стоит (II); определения-антонимы (отчаянный, опьяняющий, сорвавшийся, бешеный, дрожащий, хрипящая (I) - мёртвая (II); обстоятельства-антонимы (не разбирая, сильнее, жадно, наперерез (I) - неподвижно, безнадёжно-тоскливо (II). Чтобы передать чувства героя, автор включает в повествование синонимы (завопил, гикнешь - I), эпитеты (полураскрытый, заповедные - II), метафоры (деревья мелькают - I, замирают крики - II); слова, употреблённые в переносном значении (в тексте «киргиз» - порода лошади ; прямое значение - человек киргизской национальности ); приём градации (слышатся крик, брань, визг собак ); многозначные слова (в тексте слово рога означает однотонный музыкальный инструмент, используемый для подачи сигнала ; другое значение слова рога - закостеневшие отростки на голове животного ). В отрывке встречаются слова с разной стилистической окрашенностью : просторечные (по зеленям, взметам ); разговорные (гикнешь, наперерез ), профессиональные (береги - охотничий термин, призывающий к осторожности и внимательности при гонке зверя ); выражение, образованные от фразеологизм а «как с цепи сорвался», и так далее.
В тексте используются слова как исконно русские (овраг, безнадежно ), так и старославянские (древесный, чертог ).
Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из 14 предложений (2 - с прямой речью, 7 - простых, 5 - сложных), осложненных однородными членами, распространенных определениями и обстоятельствами. Как собственно простые предложение, так и простые, входящие в состав сложных, часто являются односоставными (безличными и определённо-личными).
Анализируя орфографические особенности текста, можно сгруппировать орфограммы, например: н и нн в отымённых и отглагольных прилагательных (ледяную, отчаянным, бешеным ); безударные гласные в корне (мелькает, копыта, опьяняющая, напряжение, долина, растянувшаяся ), чередующиеся гласные в корне (разбирая, замирают, выскочишь ); ь для обозначения глаголов в форме 2-го лица ед. числа (гикнешь, помчишься, выскочишь, увидишь, глотаешь ), приставка пере - (наперерез, перевалишься, перегнившие ) и так далее.
Можно предложить следующий план текста:
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.
2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения (если есть) и его смысл.
4. Образ лирического героя. Его близость автору.
5. Идейно-тематическое содержание:
6. Художественные особенности:
7. Ваше читательское восприятие произведения.
1. История создания произведения:
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
8. Композиция произведения:
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
11. Особенности языка произведения.