Как проводить профориентацию для детей. Профориентация в школе: нужна ли она. Или: кем вырастут наши дети. Уровень притязаний на общественное признание

03.02.2024

Любой родитель хочет помочь своему ребёнку , а каждый ребёнок с детства слышит вопрос: «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Оказание помощи подросткам и молодёжи в подготовке к выбору професии с учётом особенности личности, называется профориентацией. Специалисты имеют большой арсенал необходимых технологий, которые включают в себя диагностические методики, беседу, групповую тренинговую работу и многие другие. Существуют специальные профориентационные лагеря, центры и другие учреждения, где трудятся разные специалисты – педагоги, психологи и . Большинство таких заведений и мероприятий рассчитаны на ребят подросткового возраста по причине того, что дети уже должны иметь представление о мире профессий. Современная российская система образования построена таким образом, что в средней школе нередко классы уже разделены на профили, а от детей требуют определиться, какие профильные экзамены они будут сдавать.

Профинформация

Одно из самых важных направлений профориентационной работы – профинформация. Ребёнок должен понимать, насколько разнообразен мир профессий, насколько специфична каждая из них. Нередко в своей работе я сталкиваюсь с вопросами подростков: «а какие вообще специальности существуют?», и это действительно серьёзная проблема. Дети не могут выбрать себе профессию не потому, что не могут определиться со своими интересами и желаниями, а потому, что не представляют, из чего выбирать. В старшем подростковом возрасте заниматься профинформацией необходимо, но можно делать это и раньше, начиная с , когда дети впитывают в себя информацию, словно губка, и хотят примерить на себя все роли. В предоставлении ребёнку информации о разных профессиях важно следить, чтобы профинформация не переросла в профагитацию, информирование должно быть объективным и непредвзятым.

Знакомство с миром профессий

Становится ведущей деятельностью у детей после 3-х лет. Дошкольники пробуют на себе разные роли, среди которых нередко можно найти и профессиональные амплуа: игры в продавца, врача, полицейского, учителя. Если не препятствовать малышу в таких играх, а поддерживать, то уже в этом возрасте можно заметить некоторые тенденции в профессиональном самоопределении. Некоторые дети с удовольствием будут продавать листочки бумаги, другие – считать полученные «деньги», кто-то будет наслаждаться возможностью общаться с другими людьми, в то время как некоторые малыши скорее захотят в одиночестве рисовать, например, «входные билеты в театр». По такому выбору ребёнка можно определить даже не сферу или направленность, а лишь общий характер деятельности, подходящей малышу. Разумеется, через 10-15 лет этот ребёнок будет совсем другим человеком, но, например, темперамент останется прежним – это врождённая совокупность свойств психики, которая впоследствии становится базой для формирования характера.

Чем старше становится ребёнок, тем более подробно можно знакомить его с миром профессий. Если ребёнок проявляет интерес к какой-либо специальности, можно попросить кого-то из знакомых, работающих в этой области, рассказать о своей специальности ребёнку, провести экскурсию по месту работы, рассказать о специфике деятельности, возможно, дать ребёнку попробовать что-то сделать самостоятельно. Даже если впоследствии малыш выберет совершенно другую профессию, яркие впечатления о приключении, когда он на пару часов оказался, например, помощником повара, запомнятся ему на всю жизнь.

А вот грузить ребёнка до достижения младшего подросткового возраста не стоит. Во-первых, большинство опросников рассчитаны на старший подростковый, а некоторые и на юношеский возраст. Во-вторых, все диагностические методики построены по принципу выбора между некоторыми предложенными видами деятельности, а значит, ребёнок уже должен иметь представления о большинстве профессий. Нередко психологи сталкиваются с ситуациями, когда при диагностической работе больше всего времени уходит на объяснение подростку названий профессий и принципов этой работы. В-третьих, диагностика – достаточно скучный процесс для ребёнка, а значит, продуктивным он являться не будет.

Переоценить пользу ранней профориентации сложно: пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Чем раньше выявятся , выяснится, чем интересно заниматься, тем больше будет времени для тренировки этих способностей, для подготовки к главному выбору в жизни. Тогда к окончанию школы выбор специальности и учебного заведения будет намного более продуманным, осознанным и продуктивным.

Екатерина Сафонова

Профориентация детей имеет свои особенности, по сравнению с профориентацией для взрослых. Родители нередко задают вопрос:

– В каком возрасте необходимо проводить первую профориентацию детей?

Однозначного ответа нет. О профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 15-16 лет, когда пришло время поступать в вуз, но в какой – совершенно непонятно. Тогда родители в панике, по принципу «скорой помощи» начинают подыскивать для чада профориентацию. И это уже не профориентация детей, а вообще не понятно что. Что делать, если после профориентации специалист заявит, что нужно идти в тот вуз, к которому подросток не подготовлен, а за оставшийся год шансов подготовиться практически нет? Не осталось времени… А время быстро летит.

Будет большой ошибкой думать, что профориентация нужна только одна. Это всё равно что сказать: стоматолог больше никогда будет Вам не нужен! Я всё вылечил! «Вылечить всё» абсолютно невозможно. К профориентации, в том числе к профориентации детей, надо прибегать в разном возрасте и несколько раз, у разных специалистов и по разным методикам. Почему? Да потому, что область сложнейшая – дифференциальная диагностика способностей и талантов.

Это намного труднее, чем определить источник заболевания или, скажем, источник проблемы в компьютере. Ведь речь идёт не о компьютере, а о человеческом мозге и душе. Именно поэтому не поскупитесь на тестирование. Когда «искателей» много, больше вероятность, что хоть одному повезёт и он найдёт клад!

Может быть полезна в возрасте, скажем, 5, 7, 9, 11, 13, 15 лет. Я работаю по авторской методике выявления способностей в ребёнке. Иногда, чтобы выявить эти способности, с ребёнком нужно долго и кропотливо заниматься несколько раз в неделю, чтобы сделать его таланты видимыми, заметными. Чем раньше – тем лучше.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным человеком. Именно семья должна подсказать и направить ребенка в правильное русло, распознать зачатки таланта в определенной области. Но в настоящее время существует большое количество специализаций. Зачастую это в момент выбора будущей профессии ставит в тупик не только подростков, но и взрослых. Для таких случаев разработан специальный тест, и многие родители задаются вопросом: «Где пройти тест на профориентацию в Москве?». Для этого достаточно обратиться в наш французский психолого – педагогический центр «Сократ».

В процессе профессиональной ориентации важным является изучение многих компонентов личности, а именно:

  • Доминирующий тип мышления;
  • Тип высшей нервной деятельности;
  • Степень социальной адаптации;
  • Уровень социальной одаренности;
  • Уровень интеллектуальных способностей;
  • Одаренность ребенка в различных областях деятельности;
  • Структура мотивации;
  • Уровень самооценки.

Учитывая все компоненты психологического портрета ребёнка, специалист максимально точно сможет подобрать будущую профессию, которая позволит подростку реализовать себя как высококлассного специалиста.

Данный вид тестирования особенно актуален для подростков, которые стоят перед выбором высших учебных заведений. Благодаря многофакторной оценке психологического портрета, можно рекомендовать список ВУЗов и уровень образовательной нагрузки, который будет оптимален для каждого ребенка в отдельности. Грамотный и индивидуальный подход к выбору будущей профессии – залог счастливого будущего вашего ребенка.

Что такое тест на профориентацию?

Тестирование на профориентаця – это мероприятие, на котором проходя тесты и задания различного характера, ребёнку подбирается будущая профессия. При выборе места, где пройти профориентацию, важно учитывать, чтобы его специалисты применяли индивидуальный подход, а не действовали шаблонно. Психологи центра «Сократ» используют не только тесты международного научного сообщества, но и методы личностного взаимодействия с ребенком. Поэтому наши результаты достоверно отражают профессиональные возможности подростка.

Как проходит тест на профессиональную ориентацию?

Если ребенок ощущает трудности в выборе будущей профессии, делать выбор наугад не рекомендуется. В худшем случае вы можете получить неудовлетворенного жизнью человека, который всем сердцем будет ненавидеть свою работу. В этой ситуации важно вовремя обратиться к грамотному клиническому психологу. Пройти профориентацию в Москве можно в нашем психолого – педагогическом центре «Сократ», в котором работают ведущие клинические психологи.

Профориентационное тестирование включает в себя батарею тестов, как в письменной, так и устной форме. Формат тестирования определяется психологом во время первой встречи. Благодаря диалогу с психологом, проводится более глубокая оценка всех граней личности подростка.

В ходе тестирования определяется, в каких областях подросток наиболее заинтересован и способен. В завершении исследования ребенку и его родителям предоставляют список профессий, которые больше всего подходят под его тип личности.

Работа с детьми в нашем центре «Сократ» проходит в 3 этапа:

  • Первая встреча – это знакомство клинического психолога, ребенка и его родителей. В ходе данной встречи специалист определяет круг проблем, выстраивает примерный план работы, мягко подготавливает ребенка к работе и начинает процедуру тестирования;
  • Вторая встреча – продолжение и завершение тестирования. Ребенку предлагаются разнообразные задания в устной и письменной форме. Это довольно увлекательный процесс, поэтому тестирование проходит в непринужденной форме и не заставляет ребенка нервничать. После второй встречи специалист проводит глубокий анализ всей собранной информации – от первых сказанных фраз и жестов ребенка до анализа количественных показателей пройденных тестовых заданий. Аналитическая работа психолога занимает от 8 до 12 часов;
  • Третья встреча – оглашение ребенку и родителям результатов теста. Психолог дает рекомендации относительно не только будущей профессии, но и занятий в кружках и секциях, которые позволят максимально развить в ребенке его лучшие стороны. Определяется дальнейший план работы с детьми и их родителями, возможно составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Неоднократная встреча ребенка и специалиста нашего центра является ключевым компонентом диагностики. Часто психологи встречаются с проблемой замкнутости детей и подростков. С каждой новой встречей барьер в общении между психологом и ребенком уменьшается, что позволяет оценить его психологический портрет максимально точно. В результате эта тактика позволяет специалисту давать более компетентные рекомендации относительно каждого клиента. Именно поэтому на вопрос «Где пройти профориентацию школьнику?», мы предлагаем психолого-педагогический центр «Сократ».

Почему стоит выбрать психолого – диагностический центр «Сократ»

Перед выбором, где пройти тестирование на профориентацию, важно изучить информацию о центре, куда Вы хотите обратиться. Для определения профессиональной ориентации требуется индивидуальный подход. Личность каждого ребенка и подростка не только интересна, но и очень сложна, поэтому разобраться в ее тонкой структуре может лишь опытный специалист. В нашем центре работают ведущие клинические психологи с многолетним стажем работы. Они уделяют особое внимание каждому клиенту.

При желании вы можете пройти пробную бесплатную версию онлайн-тестирования на сайте нашего центра http://сайт/test.

Помимо теста на профориентацию центр «Сократ» предлагает и другие виды тестирования, которые помогут семье в воспитании успешного человека:

  • Диагностика и коррекция нарушений личностного развития и поведения детей и подростков;
  • Уровень интеллекта детей и подростков;
  • Ведущие тенденции личностного развития;
  • Готовность ребенка к обучению в школе;
  • Готовность ребенка к обучению в профильных классах или к обучению за рубежом;
  • Определение доминирующего типа мышления;
  • Определение склонностей и специальных способностей ребенка.

часто задаваемые вопросы

В Москве много центров профориентации. Чем вы отличаетесь от других?

Наше основное отличие – глубокий и комплексный подход. Благодаря использованию более 15 психодиагностических методик, профориентационных тестов и индивидуальной работе высококлассных специалистов психологов-профориентологов, вы получаете целостную картину профессиональных интересов, способностей и возможностей вашего ребенка. Мы также исследуем его личностные, психофизиологические особенности и эмоциональную сферу. И только после этого подбираем профессиональные области и специальности.
Насколько нам известно, столь серьезно к вопросу выбора профессии не подходят ни в одном профориентационном центре.

Сколько профессий вы предлагаете? Ведь нам надо найти одну единственную, нашу!

Обычно мы предлагаем на выбор 10-15 профессий. Это профессии, к которым школьник имеет интерес, и в которых может добиться успеха. На это есть несколько причин:

  • Мы считаем, что подросток сам должен сделать выбор, ведь это его жизнь! А наша задача - показать ему возможные направления.
  • Человек редко бывает предрасположен лишь к одному виду деятельности, к одной профессии. Соответственно, мы учитываем все варианты профессионального развития, исходя из способностей, возможностей и желаний подростка.
  • Многие перспективные профессии лежат на стыке разных дисциплин, поэтому мы не исключаем получение нескольких специальностей (например, бакалавриат по филологии и магистратуру по психологии). Владение несколькими профессиями может стать серьезным конкурентным преимуществом молодого специалиста!

На итоговой встрече подросток сам выбирает желаемый профессиональный путь.