Сюрвейерские компании. Сюрвейерские услуги — что это? Сюрвейерские работы

24.02.2024

Независимость и компетентность
Сюрвейерское обслуживание транспортного процесса

Источник: В.И. Снопков; Журнал “Опасные грузы и контейнеры” №5-6 2008

Надзор, техническое наблюдение, подтверждение, соответствие, сертификация, классификация, инспекция, освидетельствование, экспертные услуги, сюрвейерские услуги – все эти термины относятся к оценке соответствия того или иного объекта требованиям законов, конвенций, технических регламентов, стандартов или просто требованиям заказчика. Выполняют подобные работы различные категории должностных лиц, экспертов и просто специалистов. В соответствии с Российским законом о техническом регулировании надзор может осуществляться только представителями федеральных органов власти, причем, бесплатно, а все остальные виды работ выполняются компаниями, организациями и физическими лицами в виде услуги, которая оказывается клиенту. Из представленного выше перечня работ выделяют сюрвейерские услуги, в основу которых легла независимая от государства и прямого влияния бизнеса оценка технического состояния того или иного объекта и в первую очередь оценка транспортных средств, транспортного оборудования и грузов, относящихся к морской индустрии.


В.И. Снопков
Президент Ассоциации независимых сюрвейеров

Деятельность сюрвейерских компаний отличается от деятельности классификационных обществ в первую очередь тем, что классификационные общества выполняют техническое наблюдение (освидетельствование объекта) на соответствие своих правил или на соответствие международной Конвенции по поручению правительств договаривающихся сторон. Сюрвейерские же компании выполняют освидетельствование объектов с целью подтверждения его соответствия заявленным требованиям заказчика или констатации факта технического состояния на момент осмотра. При этом сюрвейер часто делает выводы исходя из своего личного опыта и практики.

Деятельность профессиональных сюрвейеров не только полезна, но на практике становится неотъемлемой частью транспортного процесса. Именно независимые сюрвейеры могут оценивать то или иное оборудование, транспортное средство или объект, могут дать заключение или рекомендации грузовладельцу или судовладельцу, что в дальнейшем может послужить уменьшением риска возможных аварий или инцидентов.

В сфере сюрвейерских услуг существует жесткая конкуренция, поэтому сюрвейерская компания, которая называет себя независимой организацией, должна не только профессионально и грамотно оказывать услуги, но и соблюдать этику поведения в бизнесе.

В настоящей статье, автором которой является один из основоположников сюрвейерской деятельности в России, профессор, доктор технических наук, президент Ассоциации независимых сюрвейеров, автор книг и научных работ, посвященных эксплуатации флота, Василий Ильич Снопков, рассказывается об истоках сюрвейерской деятельности, ее становлении, развитии и основных принципах работы сюрвейеров.

Этот год для Василия Ильича юбилейный, и редакция журнала искренне поздравляет его с этим знаменательным событием. Желаем ему всего наилучшего и надеемся, что Василий Ильич будет и дальше продолжать свою деятельность на благо безопасности и передавать свой ценный опыт новому поколению сюрвейеров.

В начале 90-х годов на территории России и стран СНГ возникла и нашла широкое распространение новая форма услуг – независимая экспертиза, которая в Международном морском судоходстве имеет название «независимая сюрвейерская деятельность».

Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой морского судоходства. Морской флот обслуживает, в основном, международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой постоянно происходят столкновения различных интересов, поэтому именно в этой области человеческой деятельности и появилась настоятельная потребность в сюрвейерских (экспертных) услугах. Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров (Ллойд, 1688 г.) и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начинает развиваться еще одно направление этой деятельности – контроль качества и количества перевозимых грузов.

В настоящее время в области международного морского судоходства существует несколько видов контроля:

  • международный;
  • ведомственный;
  • независимый;

Деятельность каждого вида контроля базируется на соответствующей нормативной базе, принятой соответственно на международном, государственном или ведомственном уровне и соответствующих вышестоящих уровнях. Так, в международных морских перевозках контроль осуществляется на основе Международных конвенций и резолюций ИМО, международных стандартов и международного права. В качестве примера можно привести конвенцию СОЛАС и конвенцию МАРПОЛ. Требования этих конвенций в портах являются обязательными для судов всех стран, а контроль осуществляется инспекторами Парижского, Токийского меморандумов и службами Капитана порта.

Государственные инспекции осуществляют контроль от имени государства. Этот контроль осуществляется чиновниками различных ведомств: судебными исполнителями, прокурорским надзором, эмиграционными властями, службами санитарного и ветеринарного надзора, службами капитана порта и т. д. Однако они обязаны в своей деятельности учитывать и все международные требования.

Учитывая, что там, где идет движение между государствами большого количества транспортных средств и товаров, и поэтому всегда есть почва для таких негативных явлений как контрабанда, торговля наркотиками, нелегальное перемещение людей, то эти виды контроля имеют большое значение для любого государства.

Ведомственный контроль осуществляется аппаратом министерства транспорта или службами пароходств на основе ведомственных приказов, инструкций и положений с учетом всех международных и государственных законов и конвенций.

Независимый контроль выполняют сюрвейеры независимых компаний, занимающихся сюрвейерской деятельностью на транспорте и в иных сферах производства. Возникновение и существование независимой экспертизы объясняется спецификой взаимоотношений физических и юридических лиц, вступающих в договорные отношения. Большое значение это имеет на транспорте и в Международной торговле, где на данный момент перевозится в сложных климатических условиях около шести миллиардов тонн грузов в год.

Транспорт в экономике играет роль транзитной шестерни в редукторе – ничего не производит, потребляя при этом ресурсы, но и без нее механизм работать не может. Производство любой продукции имеет смысл только при условии возможности ее доставки потребителю. И проблема заключается не только в том, что произведенная продукция при этом увеличивает стоимость, но и в том, что качество и количество продукции в конце транспортировки далеко не всегда остаются без изменений по сравнению с ее началом, что влечет за собой убытки и экстра-расходы. А поскольку транспортный процесс – это процесс многофакторный, особую актуальность приобретает вопрос: какой из факторов оказывает на продукцию влияние, в какой степени и почему? Иными словами,на каком этапе транспортировки и по какой причине происходит снижение кондиции товара и утрата его количества. И вот тут на сцену выходит институт независимых сюрвейеров.

Советский Союз института независимых сюрвейеров не имел никогда, так как государственная идеология не допускала никакой формы независимости, это было невозможно по определению. На современном этапе развития и становления рыночных отношений в России в ряде случаев возникает необходимость разъяснения термина.

Слово «сюрвейер» происходит от английского слова survey – наблюдение; обзор; осмотр; освидетельствование; обследование; проверка; инспектирование; съемка; промер; служба съемок; осматривать; освидетельствовать, обследовать; проверять; инспектировать; производить съемку (промер); промерный; гидрографический;

Carry out (conduct) … - производить съемку (промер); control …- осуществлять привязку промерных галсов; execute (run)…- производить съемку (промер); … for classifi cation – классификационное освидетельствование (судна); … of repairs – освидетельствование после ремонта; наблюдение за ремонтом; acceptance …-осмотр перед приемкой; annual … - ежегодное освидетельствование; basic hydrographic … - систематический промер; bottom … - осмотр (освидетельствование)подводной части (корпуса судна).

Следовательно, сюрвейер – это человек, выполняющий эту работу. Сюрвейер устанавливает сам факт, характер и состояние объекта на момент осмотра, а также размер повреждения, руководствуясь при этом принципом: «Что вижу, то и пишу. Того не напишу, чего не вижу». В русском языке эквивалентным понятием является слово «эксперт».

Институт сюрвейеров функционирует в системе транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Вообще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было, либо его отсутствия, а также к определению качества и количества грузов, их соответствия контрактным и перевозочным условиям и предоставления письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину событий. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой. Для этой цели нужны высококвалифицированные специалисты.

Поскольку транспортный процесс состоит из отдельных звеньев: отправитель – перевозчик-получатель и вовлеченных на разных этапах смежных структур: фрахтователи-экспедиторы, страховщик, перегрузочные системы и хранилища, гидротехнические сооружения, то на разных этапах возникает необходимость оценки процесса транспортировки груза в целом или по отдельным его аспектам независимой стороной.

Поскольку на морских судах груз собирается в одном месте в больших количествах (тысячи тонн) в ограниченном пространстве (например, в трюме) и в условиях знакопеременных механических (вибрация, качка) и термодинамических (температурный и влажностный перепады) нагрузок, он ведет себя иначе, чем при других обстоятельствах. Например, руда может отделять влагу и как бы всплывать на ней (тиксотропия), уголь, жмых, хлопок, металлолом самовозгораться, наливные грузы накапливать киловольты статического электричества, горох развивать давление, достаточное, чтобы разорвать судно и т. д. С учетом этих обстоятельств можно представить не только величину вероятности финансовых потерь, но и их размер.

Международная судебная и арбитражная практика, а также западные страховые компании именно поэтому давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, поскольку сюрвейеры не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь в силу своей независимости.

К сожалению, в советское время отсутствие частной собственности породило специфическую ментальность общества вообще и производителей грузов в частности, которая сводится к безразличному отношению к производственным экстра-расходам. Народившееся же недавно частное предпринимательство еще, к сожалению, не постигло всех нюансов рыночного бизнеса и зачастую несет убытки, которых можно было бы избежать или, по крайней мере, значительно уменьшить. И хотя происходит это не по убеждению, а просто по незнанию этого процесса, сути дела это не меняет. И случается так, что зачастую вину за возникшие убытки возлагают не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Им является, как правило, перевозчик, который и несет значительные убытки, хотя истинная причина снижения кондиции товара может находиться совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза и т. д. Участие независимого сюрвейера как раз и позволяет значительно ослабить бремя ответственности перевозчика и установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.

Анализ минералов. Группа по анализу минералов обеспечивает отбор проб и геохимический анализ минералов, удобрений и каменного угля для ведущих горнодобывающих и исследовательских компаний во всем мире, что стало возможным благодаря наличию развитой сети специальных лабораторий, расположенных повсеместно, в том числе в Америке, Африке и Юго-Восточной Азии.

Анализ загрязнений окружающей среды. Сеть лабораторий по охране окружающей среды обеспечивает промышленные и правительственные структуры по всему миру официально защищенными всесторонними аналитическими данными по различным аспектам охраны окружающей среды. Услуги, предоставляемые данным сектором ITS, включают в себя отбор и анализ проб воздуха, воды, почвы, различных веществ, а также анализ промышленной гигиены, биологической ядовитости и промышленных отходов.

Техническое обслуживание и гарантия качества снабжения. Многим из мировых компаний-производителей предоставляется полный перечень услуг, связанных с техническим обслуживанием и гарантией качества. Интересы клиентов весьма разнообразны – автоматика, электроника, вычислительная техника, связь и коммуникации, а также потребительские товары.

Особенно важную роль заключение независимого сюрвейера играет при рассмотрении в суде или арбитраже на Западе и в Западных же страховых компаниях. Без такого независимого заключения никакие доводы со стороны просто не будут иметь доказательности, и дело проигрывается. Весьма важно при этом правильно представлять себе понятие «независимость». Сюрвейер или сюрвейерская компания считаются независимыми, если они не принадлежат никакой государственной организации или предприятию, а также если государство не имеет пакета акций в уставном капитале компании.

В настоящее время в силу неверного представления об этом понятии в России сложилась практика образования сюрвейерских организаций при государственных учреждениях, например в НИИ и иных учреждениях. И если арбитраж или суд в России еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает таких сюрвейеров независимыми в силу их государственной принадлежности и, следовательно, лоббирования ими государственных или национальных интересов. Потерей независимости является также работа в одном и том же транспортном процессе более, чем на одну из сторон этого процесса или торговой сделки. Это возможно только с ведома и согласия участников при проведении общей инспекции. Например, в одном рейсе нельзя работать на отправителя и получателя, или на перевозчика и отправителя и т. д., так как в случае столкновения интересов сюрвейеру придется жертвовать интересами одной из сторон. Весьма распространена у нас практика, когда, например, агентирующая или экспедиторская фирмы являются одновременно и сюрвейерами, или страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. В мировой практике это не принято. Иностранные страховые компании, например, занимаются каждая только одним видом страхования из всех возможных, в отличие от отечественных, которые страхуют одновременно и ответственность, и риски, и имущество. Так, например, Клубы P&I страхуют только ответственность перед третьими лицами.

В процессе улаживания претензий весьма важную роль играет имидж сюрвейерской компании, который складывается из безошибочности расчетов, вескости аргументации доказательств, достаточности излагаемой информации, соблюдения принципа независимости, соблюдения деловой этики.

Согласно Международным Стандартам Качества ISO 900I-9004 персонал любой Компании должен в первую очередь быть профессионально компетентным. Под профессиональной компетентностью в мировой судебно-арбитражной практике понимается наличие знания, умения, дисциплинированности и добросовестности. При этом под знаниями понимается наличие базового образования в области торгового мореплавания и процесса грузоперевозок.

Поскольку природа не терпит пустоты, незанятая ниша при начале становления рынка стала немедленно заполняться иностранными сюрвейерными компаниями, так как рыночное сознание молодого российского предпринимательства не почувствовало полезности сюрвейерского института для себя, а командно-административные стереотипы в мышлении государственных структур не поняли полезности этого института для государства. В целях поддержки отечественных сюрвейерских компаний была создана Ассоциация независимых морских и речных сюрвейеров, впоследствии переименованная в Ассоциацию независимых сюрвейеров (АНС). Членами Ассоциации являются сюрвейерские компании, имеющие статус юридических лиц. Члены Ассоциации проводят работы на территории стран СНГ. За девятилетний период деятельности члены АНС полностью освоили методики зарубежных сюрвейерских компаний и разработали свои национальные правила проведения экспертиз, которые учитывают национальное законодательство и национальные особенности стран, где они осуществляют свою деятельность. В настоящее время расширяется сеть лабораторий, которые работают по стандартам ISO, ASTM, IP, DIN и сотрудничают с АНС.

Вхождение в рынок на территории СНГ было нелегким, поскольку Ингосстрах и торгово-промышленная палата, будучи государственными предприятиями, пытались быть монополистами на внутреннем рынке, что способствовало продвижению или созданию благоприятных условий для иностранных сюрвейерских компаний, а, следовательно, и утечке национальных ресурсов за рубеж.

По этой причине необходимо ввести деятельность независимых сюрвейерских (инспекторских) компаний в законодательное поле России, как это сделала Государственная Дума в Положении об оценочной деятельности №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и дала определение статуса независимого оценщика: «Оценка объекта оценки не может производиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве».

Имидж любой сюрвейерской компании складывается в процессе работы и улаживания претензий из знания нормативной базы, безопасности расчетов,весомости аргументов и доказательств, достаточным числом излагаемых доказательств, соблюдения принципов независимости и деловой этики.

Основная нормативная база и требования к сюрвейерам, которые используются АНС, разработаны на основе документов, принятых в международной торговле и мультимодальных перевозках. Это объясняется тем, что сюрвейерская деятельность впервые зародилась именно в этих структурах и со временем утвердилась как неотъемлемое звено в системе рыночных отношений.

Помимо приведенной нормативной базы, в области мультимодальных перевозок существуют Инструкции и Правила, присущие различным видам транспорта также используемые независимыми сюрвейерами. Основные принципы работы сюрвейеров были разработаны в рамках Ассоциации независимых сюрвейеров и опубликованы в Кодексе независимых сюрвейеров. В настоящее время в Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова ежегодно проходит подготовка специальных групп сюрвейеров по программам, утвержденным Министерством высшего образования РФ и издано «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», которое является официальным учебным пособием для подготовки специалистов, автор Снопков В. И., издательство «Профессионал».

Слова сюрвей и сюрвейер знает лишь малая часть импортеров. Термин пришел к нам из английской системы страхования морских перевозок. Сюрвейер (англ. “surveyor”) в страховании - это инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование.

Сюрвей в логистике

Сюрвей – это услуга осмотра груза с целью установить его внешнее состояние и комплектность на соответствие документам на любом этапе пути. Услуга может включать в себя кропотливый пересчет товара в грузовых местах с обязательным фотографированием. В случае обнаружения повреждений груза сюрвейер документально фиксирует их факт, характер и размер.

Зачем это нужно?

Включает в себя трех основных участников: поставщик, перевозчик, грузовладелец. Также множество важных дополнительных контрагентов: экспедиторы, склады, страховые компании, таможенные органы. На любом этапе перевозки может возникнуть спорная ситуация с грузом, когда понадобится оценить степень ответственности каждого участника за убытки. Для этого нужна «третья», независимая сторона – это сюрвейерская компания.

Очень часто импортеры используют таких специалистов при перевозке очень хрупких грузов, для дополнительного контроля упаковки товара. Также услуга будет полезна при перевозке дорогостоящих и высоколиквидных грузов.

Сюрвейеров также привлекают страховые компании. Когда груз принят на страхование, сюрвейерский отчет будет основным документом для определения суммы к возмещению при оценке ущерба. Использовать сюрвейеров можно и без привязки к страхованию груза.

Дополнительные услуги

Сюрвейера могут инспектировать не только товар, но и транспортное средство, привлеченное для перевозки. Будут проверены допуски к определенным видам перевозок, наличие необходимых разрешений и свидетельств. Также сюрвейер может фиксировать пломбирование грузового отсека и включать номера пломб в отчет.

Выводы

  • Сюрвей – это инспекция состояния груза на любом этапе его движения.
  • Сюрвейерская компания проконтролирует товар на всех точках погрузки/выгрузки, оповестит вас об этом и документально зафиксирует все параметры груза: количество, вес, целостность упаковки и т. д.
  • Рекомендуем воспользоваться сюрвейерскими услугами если стоимость груза чрезвычайно высока или товар хрупкий.
  • Отчет сюрвейера поможет определить ответственных за любые инциденты с товаром и будет веским аргументом при спорных ситуациях с грузом.

Сюрвейер (англ. surveyor) - термин в страховании, обозначающий инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. Оценщик страхового общества.

Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начало развиваться ещё одно направление этой деятельности - контроль качества и количества перевозимых грузов. Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой грузоперевозок. Морской флот обслуживает в основном международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой, постоянно происходят столкновения интересов, поэтому именно в этой области и появилась потребность в сюрвейерских услугах. Как правило, эти услуги требуются в месте перехода права собственности товара от продавца к покупателю,где сюрвейерские компании на основании проведенных инспекций определяют количество и качество товара, пригодность транспортных средств к перевозке грузов и пр. Например, сюрвейекрская услуга «Full Outturn Guarantee» предусматривает, что сюрвейерская компания берет на себя риски недостачи грузов между пунктами погрузки, перевалки и выгрузки, то есть сюрвейерская компания выполняет функции страховщика.

Сюрвейерская компания представляет интересы любой стороны, участвующей в процессе транспортировки: Фрахтователя, Грузополучателя, Грузоотправителя или Судовладельца.

Сюрвейер проводит предпогрузочную инспекцию всех видов груза. После завершения сюрвея даются исчерпывающие и наглядные пояснения, касающиеся любых видимых повреждений товаров, физических дефектов и пр., которые могут бы быть рассмотрены третьими лицами как дефекты, которые возникли во время транспортировки груза.

Сюрвейерские услуги можно разделить на три категории:

Инспекции- широкий спектр услуг по проведению контроля и независимой экспертизы, таких как проверка состояния и веса продукции на этапе перевалки груза, поможет вам взять под свой контроль качество и количество, а также соответствовать всем необходимым законодательным требованиям в том или ином регионе, на том или ином рынке.

Испытания - сюрвейеры привлекают всемирную сеть испытательных центров, которые помогают снизить риски, оценить соответствие продукции требованиям стандартов в области качества, безопасности и функциональности.

Сертификация - данная услуга подтверждает, что продукция, бизнес-процессы, системы и услуги соответствуют национальным или международным стандартам и нормам, а также требованиям контрагентов.

Спектр предлагаемых услуг обычно предлагаемых в порту включает (но не исчерпывает) следующие виды работ:



Предпогрузочная инспекция грузов и судов (Pre-Loading Survey);

Осмотр судна при вводе и выводе из чартера (On-Hire/Off-Hire survey);

Предпродажная инспекция судна, полный технический осмотр (Full Condition Survey);

Сюрвейерское сопровождение при перегрузках (Loading / Discharging Supervision);

Отбор проб груза;

Определение веса груза по осадке судна (Draught Survey);

Проверка состояния трюмов на готовность к погрузке (Hold Condition Inspection);

Определение количества топлива на борту судна (Bunker Survey);

Постановка/снятие и контроль целостности пломб (Sealing/Unsealing);

Отбор проб топлива/балласта/груза (Bunker/Ballast/Cargo sampling);

Определение водонепроницаемости люковых закрытий (Hatch Cover Watertightness Test / Hose/ Ultrasonictest);

Услуга суперкарго – разработка, согласование и утверждение грузового плана и последовательности погрузки, укладки и крепления груза, включая круглосуточный контроль за их соблюдением;

Сюрвей лесных грузов;

Тальманский счет.

Инспекция груза перед отправкой грузополучателю (перед погрузкой в контейнер, автомашину, вагон и т.д.) – предпогрузочная инспекция. Осмотр состояния груза; фотографирование груза; проверка маркировки и качества упаковки груза; частичное вскрытие упаковки и взятие проб для проверки качества отгружаемого товара; проверка транспортных и товарно-сопроводительных документов; пересчет груза (тальманский счет) осмотр грузового контейнера, проверка технического состояния транспортного средства; фотографирование контейнера.

Присутствие сюрвейера при досмотре груза (ветеринарном, таможенном и др.) Фотографирование контейнера, прибывшего на досмотр; сверка с документами и фотографирование пломбировочных и запорных устройств контейнера; контроль целостности пломб и запорных устройств; фотографирование укладки груза перед досмотром и по окончании досмотра; наблюдение за процессом проведения досмотра; фотографирование и контроль процесса взятия проб груза; опломбировка и фотографирование закрытого контейнера

Наконец настали времена, когда в России стали массово востребованы сюрвейеры. Нет, вы не подумайте, что этого не было раньше. Просто профессия сюрвейера не выходила за рамки портов и была очень специфической и узконаправленной. В основном в сторону инспектирования грузов, состояния судов, их осадки. Но теперь качество подготовки и широкий спектр знаний, которыми должен обладать независимый сюрвейер, стали оцениваться по достоинству за пределами морских перевозок. В страховом, деле, в среде кредитных организаций и логистических компаний.

Профессия сюрвейер легкая и непонятная одновременно только на первый взгляд. В западных странах очень высоко оценивается труд экспертов, которые обладают не только широкими познаниями в области техники, права и коммерции. Подобный специалист ценен тем, что он способен анализировать процессы, причины, грамотно консультировать по поводу возможных последствий. Сюрвейерский отчет помогает минимизировать расходы и избежать риски.

Обучение профессии сюрвейер

Для многих желающих вопрос, как стать сюрвейером, решается довольно просто. Достаточно забить в поисковике «сюрвейер обучение». Кроме академий и вузов, готовящих страховых сюрвейеров (например, РРР – Российский Речной регистр, ИУиЭ ГМА им. адмирала С.О. Макарова которые имеют сеть филиалов по всей стране) и мореходных школ, дающих начальное сюрвейерское образование, существует множество курсов. Курсы сюрвейеров длительностью 3 и 6 месяцев дают базовые представления о профессии морского сюрвейера, работе с генеральными и наливными грузами, методикой расчета количества груза на судне.

Кроме академий и вузов, готовящих страховых сюрвейеров (например, РРР – Российский Речной регистр, ИУиЭ ГМА им. адмирала С.О. Макарова которые имеют сеть филиалов по всей стране) и мореходных школ, дающих начальное сюрвейерское образование, существует множество курсов.

Но давайте посмотрим, какие требования предъявляются к этой профессии. Прежде всего, сюрвейер – это интеллектуальная профессия. Кроме моральных качеств, специалист должен уметь:

  • видеть детали и состояние груза, техники, повреждений в целом;
  • зрительно оценивать объемы и избирательно вычленять объект осмотра;
  • грамотно выстраивать причинно-следственную связь, формулировать речь и письменно излагать доводы;
  • прогнозировать развитие событий;
  • анализировать причины и группировать правовую базу;
  • мыслить глобально, логически, предметно;
  • быстро ориентироваться в ситуации.

Кроме этого, сюрвейер должен обладать хорошей памятью, не бояться высоты и замкнутого пространства. Иметь хороший слух, зрение и общее физическое здоровье.

Квалификация и классификация сюрвейера

По результатам образования и практического опыта Содружество морских сюрвейеров присваивает квалификацию и степень допуска:

А – инспектор грузов: 1 – генеральных, 2 – навалочных, 3 – наливных, 4 – химических;
В – инспектор судов: 1 – корпуса, 2 – машинного отделения, 3 – переход судна в/из чартера
С – драфт-сюрвей
D – классификация судов и их качественное оценивание
Е – сюрвейер морского страхования: 1 – грузов, 2 – корпуса судна, 3 – машинного отделения
F – инспектор яхт и катеров
G – сюрвейер лесоматериалов
H – эксперт по буксировке и спасению
I – сюрвейер морского страхования международных P&I клубов: 1 – грузов, 2 – корпуса судна, 3 – машинного отделения
WS – специалист по коммерческому учету грузов и топлива

Кроме методов расчета осадок судна, каждый специалист морского сюрвея должен досконально знать нормативные документы, Конвенции, Кодексы, Правила Регистров и правила перевозки разных типов грузов, тарифные руководства, технические документации разных стран и типов судов.

Конечно, сюрвейерам, работающим в страховании, кредитовании, транспортной и складской логистике, нет необходимости знать морскую специфику профессии. Но объем знаний и большая ответственность – это характерные ее особенности.

Сюрвейерские услуги: ОКВЭД, лицензии, НДС

Компании, оказывающие сюрвейерские услуги на водном транспорте, декларируют свою деятельность как 63.22 по ОКВЭД. Вспомогательная деятельность классифицируется не только для водного, но и для сухопутного транспорта – группа кодов 52.21.

Согласно Письму Министерства Финансов РФ от 4 июня 2009 года No 03-07-15/81, сюрвейерская деятельность, относящаяся к вспомогательному обслуживанию судов в портах, освобождается от уплаты НДС. Как бы ни хотелось налоговой службе обложить НДС всех, порты и сюрвейерские компании, обслуживающие иностранные суда, не платят НДС. Чего нельзя сказать об остальных сюрвейерах. Согласно Ст. 148 НК РФ все работы и услуги, реализованные на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке 18%. Что касается лицензии на сюрвейерские услуги, то с 2006 года для морских и прочих инспекторов-сюрвейеров она не интересный факт. Если неопытный инспектор допустит погрешность в расчете осадки судна на 1–2 см, то каждый сантиметр дает от 5 т неучтенного груза на малых и до 80 т на супербольших судах. Если независимый сюрвейер имеет репутацию профессионала, то персонал судна не будет хитрить с весом люковых крышек, выложенными на причале, шлюпками, спущенными на воду, или трапом, опирающимся на причал. Или освобождаться от балласта между начальным и конечным сюрвеем. Эти мелкие мошенничества сразу видны опытному сюрвейеру.

Если независимый сюрвейер имеет репутацию профессионала, то персонал судна не будет хитрить с весом люковых крышек, выложенными на причале, шлюпками, спущенными на воду, или трапом, опирающимся на причал.

А вот, если вместо лазерной рулетки в руках сюрвейера капитан увидит, что все определяется на глаз, то ему не нужно думать, как обмануть сюрвейера. Он сам выдаст отчет с погрешностью, пусть даже допустимой, в 0,5%. Посчитайте ее на 20 тысячах тонн груза и умножьте на минимальную стоимость тонны 100 дол. Ничего себе оплошность!

Работа сюрвейером – это одновременно сложная, ответственная и интересная работа. Морской сюрвей таит много секретов профессии, которые в других сферах сюрвейерских услуг никогда не проявятся.

Расчет + Подсчет = Отчет сюрвейера

Грузовладелец, логистическая или страховая компания заказывают проведение инспекции и оформляют сюрвейер договор на проведение инспекции транспорта, груза, имущества. Договор на оказание сюрвейерских услуг содержит подробное описание перечня услуг, акты приемки, тарифы и порядок расчетов. В случае, когда право на товар переходит к покупателю после его транспортировки, он вправе заказать сюрвейерскую проверку на момент отгрузки товара. В таком случае в договоре купли-продажи должно быть оговорено, что покупатель вправе заказать независимый сюрвей и направить письмо уведомление о присутствии сюрвейера на отгрузке. Представители сторон должны иметь доверенность быть представителем организации перед сюрвейером, которая отражается в отчете.

Главный документ, который выдается после проведения инспекции транспорта и/или груза – это сюрвейерский отчет. Он состоит из трех основных глав. Во вступительной части указываются общие данные на момент сюрвейерской проверки – место, дата, цель, наименование и характеристика объекта инспекции… В основной части описываются сам объект, подробно заносятся все данные проверки и дополнительные сведения, способные повлиять на окончательный вывод, сравниваются документальные данные и фактические.

В заключительном разделе четко прописываются выводы и результаты сравнительного анализа, указываются причины несоответствия/порчи и рекомендации по минимизации потерь, настоящих и последующих. Обязательная составляющая любого отчета сюрвейера – это приложенные подтверждающие документы: фото, заключения экспертиз, копии, объяснительные записки.

Независимые сюрвейеры – объединяйтесь

В большей степени, благодаря профессионализму и дальновидности Снопкова В.И. (автор многих учебников по морскому делу), в России была создана Ассоциация независимых сюрвейеров. Она объединяет сюрвейерские независимые компании, которые полностью впитали опыт передового сюрвея. На основании российского законодательства, правил международной торговли, особенностей интермодальных перевозок Ассоциация сюрвейеров сформировала правила проведения экспертной оценки и расширила сеть сертифицированных лабораторий.

Сотрудничество Ассоциации и ГМА им. адмирала С.О. Макарова был сформирован Кодекс и программа для обучения независимых сюрвейеров. Главным учебником для будущих сюрвейеров является «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», автором которого является Снопков В. И.

Сюрвейер – это профессия, требующая фундаментальных знаний и опыта.

Недаром западные компании отправляют на учебу по этой специальности опытных сотрудников порта или страховых агентов. Она требует круглосуточной готовности выехать на объект. Устроиться без опыта работы или минимальных знаний на зарплату 30 – 60 тысяч рублей практически невозможно. Что поделать, если на запрос в интернете «сюрвейер ищу работу СПБ, Новороссийск, Владивосток» открываются вакансии сюрвейера для работы в порту и на складе.

Принципы сюрвейерского подхода к экспертному анализу значительно расширили сферу применения сюрвейерских услуг. Страхование на морских, авиа и сухопутных перевозках, складской учет, инспектирование транспорта, имущества, аварийный комиссар – это далеко не полный перечень возможных вакансий для подачи резюме сюрвейера.

Для того чтобы верно оценить ситуацию и определить степень виновности того или иного лица, на Западе действует институт сюрвейеров. Независимый сюрвейер. Кто он? Кого лучше привлечь к участию в перевозочном процессе: юриста, страховую компанию или сюрвейера? Ответы на эти вопросы в нашей статье.

В эпоху СССР функции сюрвейеров в стране выполняли Союзэкспертиза (после акционирования она стала одним из частных предприятий), Институт аварийных комиссаров (давно прекратил существовать) и экспертные советы при торгово-промышленных палатах. Последние нередко не удовлетворяли нужды клиентов, поэтому нишу быстро заполнили сюрвейерные компании.

Первые службы независимых сюрвейеров появились в нашей стране в конце 2000 года в крупных портовых городах. Изначально их специалисты занимались вопросами расследования страховых случаев в сфере морского транспорта. Сейчас такие службы осуществляют правовую помощь в любой сфере страхования. Специалисты-сюрвейеры есть в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других городах России.

За рубежом судебная и арбитражная практика, а также страховые компании давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, которые в силу своей независимости не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь. Неудивительно, что именно иностранные партнеры потребовали от нас сюрвейерских услуг, когда на морских границах столкнулись наши и зарубежные интересы. Тем не менее первая зарегистрированная отечественная сюрвейерская организация потратила несколько лет для того, чтобы доказать свое право на существование: российские производители и торговые предприятия долго не хотели объективно оценить значимость этих услуг. Понимание важности заключения независимого сюрвейера пришло позже, когда появились прецеденты рассмотрения дел в суде, особенно в зарубежном, где без такого заключения никакие доводы стороны просто не имеют доказательности и дело проигрывается.

Сюрвейер (от английского surveyor ) - слово мало знакомое российскому предпринимателю. В русском языке в какой-то степени синонимичным ему можно считать слово "эксперт". Сюрвейер - это тот, кто, будучи независимым, занимается тщательным и детальным инспектированием, исследованием, проверкой, установлением наличия или отсутствия какого-либо факта, а также выдачей рекомендаций в лицензируемой области по заявке физических или юридических лиц.

Декларация независимости сюрвейера не является гарантией объективности. По-настоящему независимой можно считать только ту сюрвейерскую организацию, ни одна акция которой не принадлежит государству. В нашей стране сюрвейерские организации иногда образуются при различных НИИ, Министерстве транспорта, регистре судоходства и т.д., и если российский арбитраж или суд еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает их независимыми именно в силу государственной принадлежности и, следовательно, неизбежного лоббирования ими государственных, национальных или ведомственных интересов.

Потерей независимости считается также работа более чем на одну сторону транспортного процесса или торговой сделки. Нельзя, к примеру, одновременно работать на отправителя и получателя, так как в случае столкновения интересов сюрвейеру неизбежно придется жертвовать интересами одной из сторон. Обычный для нас случай, когда агентирующая или экспедиторская фирма является и сюрвейером, или когда страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. Нигде в мире такой практики нет.

Сюрвейер - специалист по исследованию обстоятельств страховых случаев (причинение вреда здоровью, повреждение или утрата имущества, груза в результате пожара, аварии, потопа, несчастного случая и тому подобное). Сюрвейер консультирует судовладельцев и капитана, координирует процедуры осмотра (вызывает специалистов, организует спасение людей, определяет повреждения, которые потребуется устранить при ремонте), инспектирует (собирает улики, чтобы установить причины аварии), исследует судовые записи, проверяет факты, сертификаты экспертов и членов экипажа, сводки погоды и отчеты водолазов, опрашивает плавсостав и свидетелей, устанавливает контакты с портовыми властями, анализирует факты (это называется "проверить виноградник" - прежде всего выясняется "история" судна, сравниваются аналогичные прецеденты и другое).

И только после этого составляют отчет. Причем в нем указывают информацию для публичных заявлений, а конфиденциальные сведения указывают, по желанию судовладельца, в отдельном комментарии.

Одной из многочисленных услуг сюрвейерской службы является сертификация. При определении состояния судна или груза сюрвейер выдает сертификат за своей подписью, в котором удостоверяет, например, что груз в трюмах уложен и закреплен в соответствии с действующими международными или национальными требованиями и, следовательно, безопасен для судна и не будет поврежден в условиях морской перевозки. Это делается как в интересах перевозчика, чтобы освободиться от ответственности за повреждение груза, так и в интересах грузовладельца или страховщика для избежания ими экстра-расходов.

Сертифицируется также пригодность грузовых помещений к приему груза: отсутствие посторонних запахов и остатков предыдущего груза, герметичность трюмов, наличие изолирующих от металла приспособлений и т.д. Юридически важно зафиксировать независимой стороной факт полной выгрузки судна и отсутствие остатков груза в трюмах.

Естественно, что при перевозке массовых грузов все причастные к этому процессу заинтересованы в подтверждении выполнения своих обязательств: отправитель и получатель в том, что товар поставлен именно того качества, которое указано в контракте, а перевозчик в том, что качество товара не изменилось за время пути. С этой целью на разных этапах транспортировки, обычно при погрузке, перевалке и выгрузке, независимой стороной производится отбор проб по принятой или оговоренной технологии с последующим хранением этих проб до одного года, а также анализ содержимого для установления качества и соответствия контрактным условиям.

Предприятия, организации, а также граждане, имея на руках страховой полис, нередко сталкиваются с рядом проблем, из-за которых страховые компании не могут выплатить им страховые возмещения либо произвести выплату в объеме заявленных требований. Например, один страхователь не счел необходимым немедленно уведомить страховую компанию о причиненном ущербе объекту страхования, тем самым лишил ее возможности своевременно зафиксировать обстоятельства страхового случая, дать объективную оценку произошедшему. Поэтому в выплате страхового возмещения было отказано.

Причины таких отказов в том, что страхователи часто допускают ошибки в оформлении права собственности на объект страхования, не предоставляют полные сведения об объекте страхования и тому подобное. Во многих фирмах и организациях есть юридические отделы или опытные юристы, которые, если возникает необходимость, занимаются вопросами урегулирования претензий по страховому случаю. К сожалению, они не всегда могут успешно решить эти проблемы, поскольку не специализируются именно на страховом праве. Поэтому целесообразней в данном случае пригласить сюрвейера. Роль сюрвейера и состоит в том, что он ставит диагноз, а юрист прописывает пилюли.

На Западе статус сюрвейера вытекает из договорной практики: к его услугам обязательно прибегают при наступлении страхового случая или в спорных ситуациях, когда требуется независимая оценка количества и качества груза. Фактически сюрвейер - свидетель, который должен подтвердить или опровергнуть определенные факты.

В России законодательство сюрвейерной деятельности расплывчато. Работа сюрвейеров регламентируется в основном ведомственными инструкциями. Отсюда возникают проблемы: закон не обязывает российские компании на внутреннем рынке прибегать к услугам сюрвейера. Это дело добровольное. Владелец груза или транспортного средства обычно сам улаживает конфликты, связанные с грузоперевозками. Ведь рынок страхования в сфере грузоперевозок в РФ не развит.

Никто никому не доверяет. Поэтому страховые компании придумывают различные системы процедур, усложняющие получение страховок, и содержат громоздкий аппарат для оценки репутации потенциальных клиентов. Ну а для сопровождения арбитражных процессов руководство предприятий считает, что достаточно нанять хорошего юриста.

Вот и выходит, что сюрвейер на российском рынке вроде как посредник, который нередко выполняет не свойственные ему функции. И нередко превращается по сути в брокера, предлагающего пакет услуг: страховщика, консультанта, провайдера, туроператора и оценщика.

В последнем случае и всплывают многочисленные"карманные" сюрвейерные компании, готовые подтвердить все что угодно, лишь бы клиент заплатил по полной программе за так называемый комплексный сервис.

Тем не менее в России по мере развития рынка сюрвейерские услуги все больше востребованы. В российских арбитражных судах все чаще прислушиваются к заключениям сюрвейеров. С мнением известных на рынке сюрвейерских компаний считается российская таможня. Все это признаки того, что меняется отношение к рынку сюрвейерских услуг. Складываются предпосылки для его дальнейшего развития - по мере подъема отечественной экономики и прозрачности финансовой среды, в которой функционирует российский бизнес.

О тдел права "ТР".