Электродвигатель авиационный д 35 технические характеристики. Авиация россии. Ещё любопытная деталь

31.03.2024

Первый полет самолета с уникальным сверхмощным авиадвигателем для дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов - ПД-35 - запланирован на 2020 год. Согласно графику работ, утвержденному Минпромторгом и согласованному «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК) и «Объединенной двигателестроительной корпорацией» (ОДК), к этому времени самолет-лаборатория должен не просто подняться в воздух, а начать выполнять полноценные исследовательские полеты с новым авиамотором под крылом.

ПД-35, работу по которому ведет конструкторское бюро «Авиадвигатель», станет первым российским авиамотором с тягой 35 т. Для сравнения: у двигателя Д-18Т, установленного на тяжелом транспортном , этот показатель составляет чуть более 23 т.

График работ был согласован в конце лета - начале осени, - рассказал «Известиям» представитель авиастроительной отрасли, участвующий в работах. - Отработка двигателя в воздухе - это самая сложная и длительная часть в программе создания изделия. Поэтому воздушные испытания требуется начать как можно быстрее. К 2020 году помимо самого двигателя также должны быть готовы мотогондола, в которую он будет устанавливаться, пилон для крепления к крылу самолета, а также все необходимые системы, которые соединят ПД-35 с бортовым оборудованием самолета.

Как отметил собеседник «Известий», все работы рассчитаны на десять лет - к 2026 году должен начаться серийный выпуск авиадвигателей.

В ОДК и КБ «Авиадвигатель» «Известиям» не смогли оперативно предоставить комментарий.

Впервые о начале работ по созданию сверхмощного российского авиадвигателя в нынешнем году сообщил генеральный конструктор пермского КБ «Авиадвигатель» Александр Иноземцев. Разработчики оценили создание двигателя в 180 млрд рублей, которые уже выделены из президентского фонда. В первую очередь новый авиамотор планируется устанавливать на перспективный российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, меморандум о создании которого был подписан весной 2014 года в ходе визита Владимира Путина в КНР.

Разработка ПД-35 - один из самых амбициозных проектов в российской авиастроительной отрасли. По данным «Известий», помимо предприятий ОДК и ОАК к работам подключены практически все ведущие российские научно-исследовательские центры. В частности, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов поможет разработчикам с созданием новых материалов. Центральный авиагидродинамический институт проведет исследования, которые позволят выбрать оптимальную форму для мотогондол и пилона. А Институт прикладной механики окажет «Авиадвигателю» помощь в физико-математическом моделировании и исследованиях в области механики.

По словам директора проекта Aviation Explorer Романа Гусарова, поднять ПД-35 в воздух к 2020 году - это крайне амбициозная задача.

Современный двигатель создается в полтора-два раза дольше, чем сам самолет. Конечно, современные методы проектирования позволяют значительно сократить срок работ, но тем не менее даже по самым оптимистичным прогнозам эти работы требуют не менее 5–6 лет, - рассказал Роман Гусаров. - Но в настоящее время в России уже идут испытания двигателя ПД-14, на котором отрабатываются технические решения, в частности, по камерам сгорания и вентиляторам, которые в дальнейшем будут реализованы на ПД-35, ПД-10 и ряде других двигателей. Несомненно, это должно ускорить работы по ПД-35.

В Минпромторге от комментариев воздержались.

Как отметил эксперт, новейший сверхмощный двигатель не создается для конкуренции с иностранными изделиями. Он в первую очередь необходим для решения насущных задач российского авиапрома.

Наивно полагать, что завтра Airbus или Boeing сразу же кинутся покупать ПД-35, - считает Роман Гусаров. - Например, в России есть отличный дальнемагистральный широкофюзеляжный . Но его конкурентоспособность «убивают» четыре двигателя, которые на нем сейчас установлены. ПД-35 однозначно решит эту проблему, сократив количество моторов до двух. А если «девяносто шестой» облегчить и поставить композитное крыло, то мы получим весьма приличный самолет с хорошими экспортными перспективами.

Пермское КБ «Авиадвигатель» (входит в состав ОДК) было организовано в 1934 году в составе Пермского моторного завода. На счету конструкторского бюро несколько семейств двигателей. В частности, Д-30, которые устанавливались на пассажирские и , Д-25 поднимали в воздух вертолеты и , ПС-90А нашли свое место под крылом Ил-96. В настоящее время «Авиадвигатель» разрабатывает и испытывает новейшие авиамоторы ПД-14.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин / Фото: РИА Новости, Алексей Никольский

Перспективный сверхмощный двигатель ПД-35 станет основным для будущих российских военно-транспортных самолетов и позволит перейти на двухмоторную схему на крупных российских машинах, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Двигатель ПД-35 нужен не только для российско-китайского широкофюзеляжного пассажирского самолёта. Он позволит уйти от четырехмоторной схемы на ИЛ-476, ИЛ-478, ИЛ-96-400, а также станет базовым двигателем для перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации", - написал Д.Рогозин в своем микроблоге в Twitter в среду.

Он отметил, что создание авиационного двигателя тягой более 30 тонн - "крайне важная для развития нашей авиации задача", которая не была решена во времена СССР.

"Сейчас мы к ней подошли, опираясь на опыт создания базового генератора для двигателя ПД-14 для лайнера МС-21", - написал вице-премьер.

Как сообщал "Интерфакс" 10 января, АО "ОДК-Авиадвигатель" получило от материнской "Объединенной двигателестроительной корпорации" заказ на изготовление двигателя-демонстратора технологий (ДДТ) ПД-35, предназначенного для дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов.

Согласно материалам системы "СПАРК-Маркетинг", до 5 декабря 2018 года "ОДК-Авиадвигатель" должно разработать техническое задание на ДДТ, до 5 декабря 2019 г. - эскизный проект. Через год должны быть изготовлены и собраны узлы демонстрационного газогенератора (ДГГ) ПД-35, еще через год - полностью изготовлен и испытан сам ДГГ. К 5 декабря 2022 г. необходимо собрать узлы ДДТ ПД-35, наконец, к 5 декабря 2023 г. должен быть собран и испытан непосредственно ДДТ.

Двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 / Фото: infreactor.org

Стоимость работ оценена в 64,3 млрд рублей.

В декабре в пресс-службе компании "ОДК-Авиадвигатель" "Интерфаксу-АВН" сообщили, что авиадвигатель тягой порядка 35 тонн, который разрабатывается в России, планируется сертифицировать в 2025 году.

"В 2025 году планируется сертифицировать в России первый авиадвигатель большой тяги ПД-35, который будет строиться полностью из отечественных материалов и по отечественным технологиям", - информирует пресс-служба.

Как сообщалось, в 2016 году было принято решение по разработке "тяжёлого" двигателя тягой на 35 тонн. Он необходим для достижения топливной эффективности на дальнемагистральных авиалайнерах и мощных военно-транспортных самолётах. 23 сентября прошлого года президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с руководителем Минпромторга Денисом Мантуровым заявил, что работы по региональному самолету Ил-114 и двигателю ПД-35 будут профинансированы не только в 2018-м, но и вплоть до 2020 года включительно.

Глава государства назвал эту работу одним из приоритетов. "Нам нужен региональный самолет свой, иначе мы так и будем вечно покупать все за границей в этом сегменте. Но и нужен двигатель мощный, ПД-35 нам нужен. Много проектов в авиации связано с этим двигателем", - сказал В.Путин.

В "ОДК-Авиадвигателе" отмечают, что "на базе двигателя ПД-35 планируется в дальнейшем создать семейство авиадвигателей различной тяги вплоть до тяги на взлёте до 50 т".

По данным предприятия, общая стоимость программы ПД-35 оценивается в 180 млрд. рублей. В отличие от прежних программ создания авиадвигателей, впервые в эту сумму входят и затраты на капитальное строительство, что связано с новизной проекта двигателя. Для создания и производства семейства ПД-35 необходимо строить практически новое производство, а также новую испытательную базу.

Ранее сообщалось, что в реализации программы создания ПД-35 заинтересованы российские военные. Командующий Военно-транспортной авиацией Владимир Бенедиктов на авиасалоне "МАКС-2017" отметил, что на вооружении российской армии стоят "сверхтяжёлые, стратегические самолёты, которым требуется более мощный двигатель". "Поэтому в перспективе мы очень ждём новый ПД-35 с повышенной тягой, подходящий для таких машин", - сказал военачальник.

Также двухконтурный турбореактивный двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 планируется установить на перспективный китайско-российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт, который сейчас имеет рабочее обозначение C929.

Были сообщения, что в рамках работ над ПД-35 предполагается масштабировать газогенератор от ПД-14 для среднемагистрального перспективного самолёта МС-21 разработки и производства корпорации "Иркут" .

АО "ОДК-Авиадвигатель" (Пермь) входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

МОСКВА, Интерфакс-АВН
12

Подпишитесь на нас

Объединенная двигателестроительная корпорация приступила к созданию двигателя большой тяги ПД-35 для перспективных дальнемагистральных гражданских самолетов.

Начало лётных испытаний на летающей лаборатории нового российского авиадвигателя ПД-35 для дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолётов запланировано на 2020 год.

ПД-35 – это перспективный гражданский двигатель большой тяги , который будет создаваться в широкой кооперации предприятий ОДК с использованием технологий, полученных в ходе реализации проекта ПД-14 для МС-21 . Предполагается масштабировать газогенератор от ПД-14 , который разрабатывается для МС-21, с добавлением дополнительной ступени на выходе из компрессора высокого давления (в результате число ступеней компрессора и турбины ПД-35 составит 9 + 2). Диаметр вентилятора нового мотора составит 3100 мм, длина двигателя - более 8 м, вес - около 8 т.

Буквы «ПД» расшифровываются как перспективный двигатель, а число 35 - тяга в тонна-силах. ПД-35, работу по которому ведет конструкторское бюро «Авиадвигатель» (г. Пермь), станет первым российским авиамотором с тягой 35 т, а у двигателя Д-18Т, установленного на тяжелом транспортном Ан-124, этот показатель составляет 23 т.

Двигатель ПД-14 – предвестник возрождения отечественного гражданского авиастроения >>

Отработка двигателя в воздухе - это сложная и длительная часть в программе создания изделия. К 2020 году помимо самого двигателя также должны быть готовы мотогондола, в которую он будет устанавливаться, пилон для крепления к крылу самолета, а также все необходимые системы, которые соединят ПД-35 с бортовым оборудованием самолета. Все работы рассчитаны на десять лет - к 2026 году должен начаться серийный выпуск авиадвигателей .

Разработчики оценили создание двигателя в 180 млрд рублей, которые уже выделены из президентского фонда. В первую очередь новый авиамотор планируется устанавливать на перспективный российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, меморандум о создании которого был подписан весной 2014 года в ходе визита Владимира Путина в .

Разработка ПД-35 - самый амбициозный проект в российской авиастроительной отрасли . Помимо предприятий ОДК и ОАК к работам подключены практически все ведущие российские научно-исследовательские центры. В частности, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов поможет разработчикам с созданием новых материалов. проведет исследования, которые позволят выбрать оптимальную форму для мотогондол и пилона. А Институт прикладной механики окажет «Авиадвигателю» помощь в физико-математическом моделировании и исследованиях в области механики.

Современный двигатель создается в 2 раза дольше, чем сам самолет. Современные методы проектирования позволяют значительно сократить срок работ, но тем не менее даже по самым оптимистичным прогнозам эти работы требуют не менее 5 лет. Но в настоящее время в России уже идут испытания двигателя ПД-14 , на котором отрабатываются самые передовые технические решения, в частности, по камерам сгорания и вентиляторам, которые в дальнейшем будут реализованы на ПД-35, ПД-10 и ряде других двигателей. Несомненно, это должно ускорить работы по ПД-35.

Новейший сверхмощный двигатель не создается для конкуренции с иностранными изделиями. Он в первую очередь необходим для решения насущных задач российского авиапрома. В России есть прекрасный дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-96 . Но его конкурентоспособность сводят на нет четыре двигателя, которые на нем сейчас установлены. Причина в том, что четырехмоторные дальнемагистральные самолеты стратегически проигрывают своим двухмоторным конкурентам. При несколько меньшей вместимости (около 400 пассажиров) современные двухмоторные самолеты обеспечивают такую же дальность полета и лучшие экономические характеристики - в частности, удельные расходы на кресло-километр.

ПД-35 однозначно решит эту проблему, сократив количество моторов до двух, а если «девяносто шестой» облегчить и поставить композитное крыло, то получится весьма приличный самолет с хорошими экспортными перспективами.

Реальное положение дел в украинской авиационной отрасли >>

Когда-то СССР гордился созданием самых мощных в мире авиадвигателей. У нас в стране начинались работы по 40-тоннику. Есть ли шанс на возобновление работ в этом направлении и по силам ли нам этот проект технически?

Фактором, способствовавшим разработке двигателей большой тяги, стала потребность для самолетов гражданской и транспортной авиации совершать трансконтинентальные беспосадочные перелеты, для которых были необходимы высокоэкономичные двигатели. Первыми в этом классе были двигатели семейств JT9D (Pratt & Whitney), CF6-6 (General Electric) и RB211 (Rolls-Royce), появившиеся в середине 1960-х – начале 1970-х годов.

С тех пор технический уровень двигателей большой тяги неизмеримо вырос. Это привело к кардинальному улучшению экологических, ресурсных и экономических показателей, росту безотказности, снижению стоимости эксплуатации. В России такие двигатели в настоящее время не производятся.

Из анализа тенденций развития мирового рынка авиационной техники следует, что для достижения конкурентоспособности перспективный двигатель большой тяги (2025–2030 гг.) должен обеспечить:

снижение уровня шума более, чем на 20 EPNдБ (по сравнению с нормами Главы 4 стандарта ИКАО);

запас по эмиссии NOх в 60% (по сравнению с нормами САЕР/6);

наработку на крыле более 15 000–20 000 часов;

иметь наработку на выключение в полете более 300 000 часов, а к 2030 г. – 550 000 часов;

ресурс основных деталей не менее 10 000–20 000 полетных циклов (при п.ц. – 8 часов);

выполнение правил ETOPS (полет на одном двигателе для двигателей двухдвигательных самолетов) на 330 мин. (вместо 180 мин. у ПД-14);

удельный расход топлива на 10-15% меньше по сравнению с уровнем двигателей 5-го поколения.

Магистральный самолет 21 века >>

Создание удовлетворяющих этим требованиям двигателя невозможно без разработки материалов и защитных покрытий нового поколения и конструкторско-технических решений, создание новых технологических процессов.

Перспективный гражданский авиадвигатель ПД-35 станет основным для будущих российских военно-транспортных самолётов и позволит перейти на двухдвигательную схему силовой установки на крупных российских машинах, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Двигатель ПД-35 нужен не только для российско-китайского широкофюзеляжного пассажирского самолёта. Он позволит уйти от четырёхмоторной схемы на ИЛ-476, ИЛ-478, ИЛ-96-400, а также станет базовым двигателем для перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации [ПАК ТА - Авиация России ]. Создание авиационного двигателя тягой более 30 тонн - крайне важная для развития нашей авиации задача. В советское время она так и не была решена. Сейчас мы к ней подошли, опираясь на опыт создания базового генератора для двигателя ПД-14 для лайнера МС-21. Двигатель ПД-35 нужен", - написал 17 января Д. Рогозин в своем микроблоге в Twitter.

В начале января АО "ОДК-Авиадвигатель" получило от материнской Объединённой двигателестроительной корпорации заказ на изготовление двигателя-демонстратора технологий (ДДТ) ПД-35, предназначенного для дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов. Об этом стало известно по информации, размещённой на сайте госзакупок .

Согласно ТЗ на разработку двигателя и материалам системы "СПАРК-Маркетинг" , до 5 декабря 2018 года "ОДК-Авиадвигатель" должно разработать техническое задание на ДДТ. До 5 декабря 2019 г. - эскизный проект. Через год должны быть изготовлены и собраны узлы демонстрационного газогенератора (ДГГ) ПД-35, ещё через год - полностью изготовлен и испытан сам ДГГ. К 5 декабря 2022 г. необходимо собрать узлы ДДТ ПД-35, и наконец, к 5 декабря 2023 г. должен быть собран и испытан непосредственно ДДТ. Стоимость работ оценена в 64,3 млрд руб.

При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будет обеспечена подготовка:

  • 2018 год
    • Разработка ТЗ на двигатель-демонстратор технологий;
    • Разработка эскизных проектов узлов и систем ДДТ;
  • 2019 год
    • Эскизный проект ДДТ;
    • Выпуск РКД на ДГГ;
    • Разработка «критических технологий» в соответствии с планами работ в согласованном объеме (стадия работ).
    • Разработка РКД установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Изготовление ДСЕ установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Подготовка к изготовлению ДГГ в согласованном объеме (стадия работ).
  • 2020 год
    • Изготовление и сборка узлов (ДСЕ) ДГГ;
    • Разработка технических проектов узлов и систем ДДТ (стадия работ);
    • Разработка «критических технологий» в соответствии с планами работ в согласованном объеме (стадия работ).
    • Разработка РКД установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Изготовление ДСЕ установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Испытания узлов в согласованном объеме (стадия работ).
  • 2021 год
    • Изготовление, сборка и испытания ДГГ;
    • Анализ результатов испытаний и дефектации ДГГ;
    • Технический проект ДДТ;
    • Выпуск РКД ДДТ;
    • Сформирован проект ТЗ на ОКР на двигательную установку;
    • Разработка «критических технологий» в соответствии с планами работ в согласованном объеме (стадия работ).
    • Разработка РКД установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Изготовление ДСЕ установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Испытания узлов в согласованном объеме (стадия работ).
    • Подготовка к изготовлению ДГГ и ДДТ в согласованном объеме (стадия работ).
  • 2022 год
    • Изготовление и сборка узлов (ДСЕ) ДДТ;
    • Разработка Технического предложения на двигательную установку.
    • Разработка «критических технологий» в соответствии с планами работ в согласованном объеме (стадия работ).
    • Разработка РКД установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Изготовление ДСЕ установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Испытания узлов в согласованном объеме (стадия работ).
    • Подготовка к изготовлению ДДТ и опытных двигателей в согласованном объеме (стадия работ).
  • 2023 год
    • Изготовление, сборка и испытания ДДТ;
    • Анализ результатов испытаний и дефектации ДДТ;
    • Разработка ТЗ на проведение ОКР по созданию двигательной установки (стадия работ).
    • Разработка Эскизного проекта на двигательную установку.
    • Выпуск РКД на газогенератор опытного двигателя.
    • Изготовление ДСЕ узлов газогенератора опытного двигателя.
    • Разработка «критических технологий» в соответствии с планами работ в согласованном объеме (стадия работ).
    • Разработка РКД установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Изготовление ДСЕ установок поузловой доводки в согласованном объеме (стадия работ).
    • Испытания узлов в согласованном объеме (стадия работ).
    • Подготовка к изготовлению опытных двигателей в согласованном объеме (стадия работ).

По информации пресс-службы компании "ОДК-Авиадвигатель", в 2025 году ПД-35 должен получить российский сертификат типа.

Решение о разработке "тяжёлого" двигателя тягой на 35 тонн было принято в 2016 году. Он необходим для достижения топливной эффективности на дальнемагистральных авиалайнерах и мощных военно-транспортных самолётах. 23 сентября 2017 года президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с руководителем Минпромторга Денисом Мантуровым заявил, что работы по региональному самолёту Ил-114 и двигателю ПД-35 будут профинансированы не только в 2018-м, но и вплоть до 2020 года включительно.

Глава государства назвал эту работу одним из приоритетов. "Нам нужен региональный самолёт свой, иначе мы так и будем вечно покупать всё за границей в этом сегменте. Но и нужен двигатель мощный, ПД-35 нам нужен. Много проектов в авиации связано с этим двигателем", - сказал В.Путин.

Также ПД-35 планируется установить на перспективный китайско-российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт CR929.

В "ОДК-Авиадвигатель" отмечают, что "на базе двигателя ПД-35 планируется в дальнейшем создать семейство авиадвигателей различной тяги вплоть до тяги на взлёте до 50 т".

По данным предприятия, общая стоимость программы ПД-35 оценивается в 180 млрд. рублей. В отличие от прежних программ создания авиадвигателей, впервые в эту сумму входят и затраты на капитальное строительство, что связано с новизной проекта. Для создания и производства семейства ПД-35 необходимо строить практически новое производство, а также новую испытательную базу.

"ОДК-Пермские моторы" и "ОДК-Авиадвигатель" приступили к реализации проекта по созданию первого в России авиадвигателя большой тяги ПД-35. По словам управляющего директора компании "ОДК-Пермские моторы" Сергея Попова, в серию ПД-35 может пойти в 2028 г. Образец-демонстратор будет готов к 2023 г.

Моторы ПД-35 планируется устанавливать на перспективные широкофюзеляжные дальнемагистральные и тяжелые транспортные самолеты. Стоимость проекта составляет 180 млрд руб., из них 60 млрд руб. - инвестиционные затраты, а 120 млрд руб. - создание непосредственно двигателя.

В новом двигателе будут использованы новейшие технологии: композитные полимерные материалы в деталях и узлах двигателя, аддитивные технологии для изготовления крупногабаритных и сложнофасонных корпусных деталей, интерметаллиды.

Сейчас проект находится на стадии научно-исследовательских работ - "ОДК - Авиадвигатель" провело закупку у единственного поставщика на 125,6 млн руб. на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, касающихся двигателя ПД-35. В частности, исполнитель должен провести работы по подготовке заключений на эскизные проекты узлов двигателя-демонстратора технологий (ДДТ).

Также в техзадании содержится пункт о разработке "критических" технологий, необходимых для создания узлов и систем ДДТ. Речь идёт о разработке прочностного проекта для рабочей лопатки вентилятора, который будет изготовлен из полимерных и композитных материалов. Кроме того, будут разработаны фронтовое устройство и жаровая труба для камеры сгорания нового двигателя. Будут сформированы требования к конструктивно-силовой схеме двигателя с точки зрения минимизации критических событий, а также даны рекомендации и пройдёт согласование технического задания по разработке критической технологии систем автоматического управления ПД-35 и демонстрационного газогенератора двигателя.

По данным газеты «КоммерсантЪ-Пермь», из протокола проведения закупки следует, что единственным поставщиком выбран сам "Авиадвигатель".

На сегодняшний день специалисты определили конструктивный облик двигателя, сформировали кооперацию предприятий отрасли, определили технические направления по созданию двигателей. Также разработчики провели комплекс расчетно-экспериментальных работ, которые подтвердили возможность реализации проекта.

Одна из важнейших прорывных технологий ПД-35 - создание во взаимодействии с ВИАМ первой в истории российской авиапромышленности композитной лопатки вентилятора. Как отмечают специалисты, создание ПД-35 потребует большой модернизации производственных мощностей. Также эксперты отмечают, что новый двигатель станет локомотивом не только для Объединённой двигателестроительной корпорации, но и потянет за собой всю экономику страны.