Презентация батик презентация - доклад на общие темы. История батика презентация к уроку по технологии (7 класс) на тему Презентация на тему батик по технологии

15.02.2024

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА: БАТИК МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова» Вилюйского улуса Республика Саха(Якутия) Учитель технологии Кириллина Зинаида Семеновна г. Вилюйск

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Cлайд 3

СЛОВАРЬ Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Cлайд 4

ЧТО ТАКОЕ БАТИК? Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Cлайд 5

КОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Cлайд 6

КРАСКИ По способу разведения (спиртовые, водяные) Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Cлайд 7

КИСТИ И ТКАНИ Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Cлайд 8

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

Cлайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Cлайд 10

ГОРЯЧИЙ БАТИК Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Cлайд 11

ХОЛОДНЫЙ БАТИК Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Cлайд 12

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Cлайд 13

ТЕХНИКА СВОБОДНОЙ РОСПИСИ Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

История батика История батика Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии. Название этого искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии. Название этого искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. В древности батик был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана». В древности батик был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана».




Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Техника «лацзе» - в переводе «узоры воском» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неокрашенной ткани. цветной. Такая роспись могла быть многоцветной.



В Японии, куда батик по мнению ученых, попал из Индии или Китая,он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с тра- диционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для из- Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с тра- диционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для из- готовления кимоно. Благодаря голландцам, которые вначале Благодаря голландцам, которые вначале 17 века проникли в Индонезию, батик попал в Европу.Европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.


Батик в России В России батик появился примерно в 20-е годы XX века. Мода времен нэпа обусловила значи- тельный спрос на роскошные шелковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства, открытием новых направ- лений в технике и появлением ярких имен.

















Виды батика Ручной способ росписи тканей состоит из несколь- ких видов: так называемого холодного батика, горяче- го батика, свободной росписи тканей и узекового батика. Каждый из них имеет свои особенности. При холодном батики резервирущую смесь «резерв» наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в преде- лах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом ис- пользуют, не ограниченно.






Классическая техника горячего батика - это много- кратное покрытие ткани расплавленным воском и ее погружение в краску. Резервирование отдельных участков ткани в горя- чем батике осуществляется горячим резервом, в осно- ве которого лежит воск и парафин. Благодаря тому что контурные линии здесь не обязательные, в рисун- ке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных приемов нанесения резервирующего соста- ва позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм. Рисунки горячего батика менее графичны, наблюда- ются переходы тонов – они более живописны.






Следующий способ ручной росписи ткани – свобод- ная роспись. Оформление ткани в технике свободной росписи – наиболее творческий процесс: при этом способе шаблоны почти не применяются. Суть данно- го метода заключается в том, что способность краски в большей или меньшей степени растекаться по тка- ни используется как художественный прием, благода- ря чему рисунки имееют живописный характер. Известно несколько способов этой росписи. Рисун- ки на ткани при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Краски можно накладывать непосредственно на сы- рой шелк – техника по «сырому», грунтованный шелк, также можно добавлять загуститель в краски. слайд 39
Узелковый батик – это не роспись ткани, а ее кра- шение. Однако гладкокрашенные ткани получают од- ноцветную окраску, а разноцветные цветоые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания от- дельных участков тканей узелками. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назы- вается «бандана», а в Японии «тибари». Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают оп- ределенным способом и перевязывают прочными нитками. После крашения и промывки узелки развязы- вают, при этом можно получить разные, очень инте- ресные и неожиданные рисунки.

Практическая работа Задание: - выполнить упражнение в технике свободная рос- пись ткани. Ход работы: 1) на небольшие пяльцы натянуть сухую шелко- вую ткань и выполнить по ней свободную прописку; 2) работу выполнять мягкими кистями или ватными тампонами. Задача этого упражнения состоит в том, чтобы узнать насколько сильно растекается краска и как цветовой тон слабеет при высыхании.

Узелковый батик

мастер-класс

Батик - один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхе й (бандха на, бандхи ни), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется три тик.

Batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово "ba" - означает хлопчатобумажная ткань, а "-tik" - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Виды батика

Существует несколько видов батика - горячий, холодный и узелковый. Они отличаются способом резервирования ткани.

Картина, выполненная в технике горячий батик

Картина, выполненная в технике холодный батик

Картина, выполненная в технике узелковый батик

Изучив основные приемы узелкового батика можно изготовить красивый шейный платок.

Материалы и инструменты для узелкового батика Материалы и инструменты для узелкового батика

  • ткань;
  • специальные краски;
  • хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос.
  • Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг. Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Ткани для батика

Для выполнения изделия в технике батик можно использовать следующие виды тканей: хлопок; лен, атлас, крепдешин, шифон, шелк. Основные приемы лучше отрабатывать на хлопчатобумажной ткани.

Краски для батика

Для крашения можно использовать анилиновые красители или специальные краски для батика

Технология выполнения узелкового батика

  • подготовка ткани к крашению;
  • подготовка краски;
  • крашение;
  • сушка изделия.
Подготовка ткани к крашению
  • завязывание узелков;
  • составление узоров;
  • складывание;
  • прошивание.

Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы.

Завязывание по долевой нити

Завязывание по косой нити

Центрический круг

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор.

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма.

Складывание

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе.

Прошивание Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Крашение Если краска сухая разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в емкость для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне. Запомните, если вы окрашиваете ткань в разные цвета, то начинают с светлого и заканчивают темным цветом. Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

Можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Высушенные работы проглаживаются горячим утюгом с двух сторон.

Результаты мастер-класса

ервыми европейцами, которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе. Окрашивание ткани было известно и в Древней Руси под названием кубовой набойки. Узор на ткань (в основном это был домотканый холст) наносили с помощью специальных резных досок, покрытых «вапой» - предохраняющим составом. Затем ткань опускали в куб - котел с синей краской. Через несколько минут вытаскивали, полоскали и сушили. Места, где была вапа, оставались незакрашенными, фон же имел яркий синий цвет. Один из синих оттенков и сейчас называется «кубовым». В ХХ веке изобретение резервирующего состава сделало Россию родиной холодного батика. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.